Камень для заточки

Японские водные камни для заточки ножей

October 25, 2014

Японские водные камни отличаются от отечественных и западных аналогов. Прежде всего это относится к их мягкости. Она определяется с помощью объемов связок и пор, а также абразивных зерен. Камень для заточки

Общие сведения

Искусственные твердые абразивы из Северной Америки или Европы чаще всего ориентированы на механическое оборудование и промышленное производство. Они применяются с непрерывным охлаждением или сухими. Высокая производительность труда является следствием автоматизации процессов шлифовки и заточки. Это также относится к среднему качеству обрабатываемой поверхности, так как она изобилует прожогами и микротрещинами.

Ручная заточка инструмента: особенности

В этом случае твердый абразив быстро забивается из-за стружки. Таким образом происходит его засаливание. Из-за этого фактора такая заточка инструмента осуществляется с достаточно низкой скоростью. В соответствии с европейскими традициями устранение дефектов происходит на завершающей стадии электрическим методом или с помощью полировальных пластов.

Заточка на японских водных камнях

Эти шлифовальные бруски являются хорошо приспособленными к ручной работе. Они используются исключительно с водой. Приспособления очень мягкие и стачиваются быстрее. При этом постепенно обнажаются новые зерна абразива. Одновременно с этим на поверхности бруска образуется суспензия. Это происходит в результате взаимодействия сработанных зерен с жидкостью. Известно, что японские водные камни изнашиваются значительно быстрее. Однако они способны обеспечить высокую стабильную производительность. При этом должна быть высокая чистота обработки поверхности. Камень для заточки

Главные различия

При применении брусков малой зернистости обеспечивается относительно быстрая доводка режущей кромки до отличного состояния. Полированные пласты, войлочные круги, правочные стропы и другие традиционные западные аксессуары не используются. Водные камни для заточки ножей отличаются высокой производительностью. Однако она уступает в скорости съема алмазным элементам. Но они, в свою очередь, отличаются более ограниченным диапазоном зернистости. Кроме того, следует выделить завершающие стадии заточки. В данном случае очень легко переусердствовать и чрезмерно истончить лезвие. Камень для заточки

Маркировка

Она основывается на зернистости, которой обладают водные камни для заточки ножей. Маркировка характеризует число отверстий, приходящихся на один квадратный дюйм сита, на котором произошло оседание фракции зерен в соответствии с определенным интервалом. Абразив можно получить с помощью просеивания. При этом средний размер зерна – не меньше 50 микрон. Более мелкие абразивы просеиваются с помощью других методов. В данном случае имеется в виду воздушный сепарационный и гидравлический способ.

Определение количества шлифовальных элементов

Все зависит от задачи, которая поставлена перед точильщиком. Мелкозернистые японские водные камни (#6000) подойдут для правки и доводки. Для проведения легкого заострения потребуются другие элементы. Нож предварительно поправляется на бруске, который имеет зернистость до #5000. Для обычной заточки характерны другие параметры — #600-2000. Лезвие может быть сильно изношено, иметь забоины или иные повреждения. В этом случае для удаления дефектов используются крупнозернистые заточные камни. Камень для заточки

Максимальная острота

Ее также можно назвать бритвенной. Для этого требуются высочайшие индивидуальные навыки в области доводки и заточки. Однако такая острота требуется не на каждом лезвии и далеко не всегда. Пытаться навести ее на мягковатой нержавейке – бесполезная затея. Дело в том, что в данном случае эффект крайне недолговечен. Мягкие ножи, которые изготовлены из низкоуглеродных сталей, могут быть исправлены с помощью мусата. Стоит отметить, что для качественного твердого изделия этого будет недостаточно. Таким образом, при покупке хорошего ножа на средствах заточки экономить нецелесообразно.

Замена элементов

Это нужно делать чаще. Для подтверждения можно прибегнуть к простому расчету. Благодаря этому экономится абразив и время. Если плавно и постепенно снижать зернистость, то следы от предыдущего, более крупного камня, будут устранены довольно быстро. Таким образом, обеспечивается хорошая чистота поверхности, а также повышается долговечность бруска и его ресурс. Набор, который включает в себя от 5 до 7 камней, обойдется совсем не дешево. Однако лезвия крайне редко доводятся до такого состояния, когда для их исправления требуется полный арсенал. Для того чтобы поддерживать изделия в хорошей форме, как правило, достаточно всего 2-3 мелкозернистых бруска. Также потребуется один полировальный. Камень для заточки

Бытовое использование

В настоящее время наиболее популярны комбинированные японские точильные камни, которые продаются по доступной цене. Они состоят из двух половинок разной зернистости, скрепленных при помощи водостойкого клея.

Принципы работы

Каждый водный камень для заточки должен быть предварительно замочен. Рекомендуется использование глубоких пластмассовых емкостей. Лучше, чтобы они были прозрачными. Будет хорошо, если для каждого вида камней будет предусмотрена отдельная емкость. Благодаря этому частицы крупного абразива не станут попадать на мелкий. Для определения времени замачивания нужно обратить внимание на пузырьки воздуха, которые выделяет камень точильный водный. Пористые и крупные элементы в процессе впитывания жидкости выпускают их около 5 минут. Мелким, имеющим среднюю зернистость, для насыщения требуется больше времени – до 15 минут. Мелкозернистые плотные японские водные камни замачиваются дольше всех. Время их насыщения может составлять до 20 минут. После этого требуется установка камня на подставку. Основные требования к ней – обеспечение устойчивого положения бруска и исключение его перемещения во время работы. Стоит помнить о том, что для проведения заточки потребуются обе руки. Мелкозернистые элементы предполагают создание слоя суспензии непосредственно перед правкой. Целесообразно использование бруска Nagura. Камень для заточки

Обработка сильно затупленного и поврежденного лезвия

Требуется крупнозернистый абразив — #80-400. Прежде всего, следует начать с удаления забоин. Для этого производится устранение остатков лезвия. Материал должен быть убран по всей длине. Таким образом геометрия клинка не будет искажена. Нужно делать так, пока повреждения полностью не устранятся. Появляется прямая грань. Далее требуется оценка равномерности ее толщины. Она может «плавать». В этом случае необходимо восстановление профиля клинка. Работа ведется со спусками. Следует убрать излишки материала. После того как эта работа будет закончена, ширина грани должна быть постоянной по всей длине клинка. Толщина выбирается в соответствии с назначением ножа. Далее подходит очередь предварительной заточки. Таким образом, будут выявлены места спуска, которые еще нуждаются в поправке.

Практические рекомендации

Количество суспензии возрастает в процессе полировки и шлифовки. Не нужно допускать того, чтобы она слишком загустела. Ее смывание также не требуется. Японцы производят периодическое увлажнение суспензии. Для этого кончики пальцев окунаются в воду, и последняя стряхивается на брусок. Также можно воспользоваться одноразовым шприцем или бытовым пульверизатором. Важно по случайности не допустить ее полного смывания. Камень для заточки Рекомендуется использование всей площади бруска. При работе с крупнозернистым абразивом в ходе интенсивного съема металла необходимо внимательно следить за износом. В основном больше всех рискует средняя часть бруска. Таким образом, искажается рабочая плоскость, а режущая кромка заваливается. С этим явлением можно справиться разными способами. Японцы изготавливают для этого специальные камни. Их основой являются твердые износостойкие сорта абразива. Такие камни имеют ряд параллельных пропилов. Они-то и участвуют в процессе выравнивания изношенного камня. Восстановление должно производиться вместе с водой. Затем абразив необходимо тщательно промыть. Для этого используется щетка, которая предназначена для удаления застрявших частиц.

Бруски следует держать в индивидуальной таре. Она может быть как картонной, так и пластиковой. Допустимо хранить в воде средне- и крупнозернистые камни в том случае, если они используются регулярно – около одного раза в неделю. Бруски, которые применяются реже, необходимо тщательно высушивать после работы. Оставлять на холоде мокрый брусок нельзя. Замерзшая вода может поспособствовать его разрушению. Регулярная правка пойдет на пользу бруску. Этот процесс упрощает уход за ним, а также снижает неравномерность износа. Сколы краев камня можно предотвратить. Для этого периодически во время работы (в соответствии с износом) на его грани должна быть наведена неширокая фаска. Необходимый угол – 45 градусов. Тонкий камень точильный водный рекомендуется наклеить на ровный кусок древесины или органического стекла. Это делается при помощи водостойкого клея. Таким образом срок службы бруска будет продлен.

Камень для заточки

Как здоровье партнера влияет на ваше самочувствие? Узнайте о том, как состояние здоровья вашего избранника воздействует на ваше собственное самочувствие.

Камень для заточки

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Камень для заточки

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Камень для заточки

20 фото кошек, сделанных в правильный момент Кошки — удивительные создания, и об этом, пожалуй, знает каждый. А еще они невероятно фотогеничны и всегда умеют оказаться в правильное время в правил.

Камень для заточки

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Камень для заточки

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Тонкости выбора точильного камня (бруска)

Каждый из нас время от времени сталкивается с такой проблемой: надо быстро и много нарезать продукты, а нож тупой. Чтобы эффективность работы ножом была высокой, его необходимо наточить. Конечно, можно собрать все свои ножи и пойти в мастерскую, где мастер вам их наточит. Но стоит такая операция недешево. Особенно, если у вас несколько ножей. Однако если знать, как точить ножи, то сделать это самостоятельно сможет каждый.

Точильные камни представлены породой песчаников, они имеют острую зернистость, что позволяет производить точение металлических режущих инструментов. Для того чтобы камень обладал эффективностью, его зерна не должны быть надежно связаны, это обусловлено тем, что сверху расположенные острые углы при использовании стираются и становятся гладкими, тогда как они отделяются и на верхний слой выступают острые углы зерен.По этой причине в практике для различных целей применяются камни всевозможных характеристик и происхождения.

Разновидности точильных камней и брусков.

Натуральные камни

Арканзасский камень имеет в основе традиционный кристаллический кремнезем, иными словами, кварц. Однако структура у этого материала особенная.

Среди первых характеристик можно выделить то, что эта порода выступает в качестве наиболее чистой из всех кварцевых. Так, SiO2 в ней содержится в количестве 99,5%. Если производить сравнение с горным хрусталем, то даже в нем посторонних включений гораздо больше.

Вторая особенность арканзаса выражена в том, что он обладает однородной породой с кристаллическим кварцем: он имеет самую мелкую зернистость, так, размер зерна равен пределу 1-6 микрон. Последнее на что следует обратить внимание, это прочность связей между фракциями, которая является очень сильной. Это обусловлено импликационной структурой, что выражено тем, что зубчатые границы фракций словно вплетаются друг в друга. Этот материал очень редок, единственное место в мире, где найдено его месторождение, бассейн реки Арканзас, которая протекает в Америке. Именно она и дала название камню.

В давние времена порода залегала в местности массивными пластами, однако в конечном итоге люди начали производить интенсивные разработки, которые сделали залежи более скудными. На сегодняшний день этот материал имеет опасность быть причисленным к драгоценным камням. Сравнение позволит понять, насколько редок этот материал. Даже алмаз добывают в нескольких десятках мест. Описываемая горная порода, как сибирский чароит, вполне может и вовсе бесследно исчезнуть. При более крупной зернистости арканзаса его пористость больше, это указывает на то, что порода в этом случае обладает не столь значительной твердостью. Он представлен различными сортами, среди них: твердый, средний, а также мягкий, залегает порода отдельными, часто смежными пластами.

Таблица зернистости камней арканзас, вашита и индия.

Точильный камень Вашита

Вышеописанному камню довольно часто сопутствует иной, однако он наиболее распространен и может быть представлен несколькими цветами, среди них: серый, бурый или черный. Он носит название “вашита”. Упомянутая порода – это только лишь вариация мягкого арканзаса.Вашита имеет более крупную зернистость, если производить сравнение с основным камнем, кроме того, в его составе содержится большее количество всевозможных примесей. Но это не делает вашиту менее качественным точильным камнем.

Японские водные камни

Японские камни натурального происхождения уже довольно давно признаны во всем мире, более того, они имеют статус камней, которые занимают одни из первых позиций в своем классе. В течение многих лет данные камни, особенно касается тех, что добываются около каменоломен, расположенных вблизи Киото, выступают в качестве предмета вожделения. Это объясняется тем, что упомянутые материалы имеют несравнимые абразивные характеристики.

На территории около Киото можно встретить огромное количество каменоломен, которые занимаются производством отличных точильных камней, однако в отношении стоимости и качественных характеристик все камни можно разделить на две большие группы, первая из которых – Восточные вещи, которая звучит в переводе на японский как 東物; и Западные вещи, в переводе на японский язык – 西物. При этом Восточные материалы имеют гораздо более высокую стоимость, кроме того, они являются более ценными и уважаемыми. К группе Восточных камней относятся некоторые разновидности, среди которых: Накаяма (Nakayama), Оозуку (Oozuku), Нарутаки (Narutaki), Шабудани (Shoubudani), Окудо (Okudo). Если сравнивать названные камни, то Накаяма имеет среди остальных большую славу.

Искусственные камни

Среди точильных камней в общем понимании нельзя не отметить абразивные искусственные материалы, которые еще называются брусками. В основном в их составе зерна электрокорунда, последний из которых представлен чрезвычайно твердым материалом, созданным на базе оксида алюминия, который имеет в таблице следующее обозначение Al2O3.

Основа может содержать и карбид кремния, техническое название которого карборунд; тогда как химический состав представлен обозначением SiC, в составе может содержаться и связующий материал. От качества последнего и равноразмерности фракций зависят качественные характеристики бруска.

Если предполагается точить инструмент с использованием искусственного абразивного камня, то следует применять смазку, в роли которой может выступить вода или мыльный раствор. В противном случае основание довольно скоро засалится стальной пылью. На рисунке можно увидеть точильные искусственные камни, выполненные на базе карбида кремния с добавлением керамической связки.

Искусственные водные камни

Искусственные японские водные камни – это результат труда, в момент необходимости менее дорогостоящая альтернатива, ведь природные запасы камней высокого качества в данный момент продолжают истощаться. Это влечет за собой, что стоимость на них неустанно растет. Так, цена натурального камня, габариты которого эквивалентны размерам кладочного кирпича, может варьироваться в пределах нескольких тысяч долларов. Однако у искусственного камня, представленного синтетическим водным материалом, будет гарантированная единая зернистость по всей структуре, на что никак нельзя рассчитывать в случае с натуральным природным материалом. Японские точильные камни, которые имеют природное происхождение, как правило, применяют частные мастера, а также те люди, которые считают себя любителями заточного дела в традиционном смысле.

На рисунке можно увидеть таблицу, в которой представлены главные особенности точильных японских водных камней, среди которых не только показатели зернистости, но применение, а также абразивный материал в основе.

Алмазные бруски

Алмазные бруски тоже могут иметь разную степень зернистости, таким образом, материал содержит в составе разную величину фракций алмазной крошки. Ввиду того что алмаз значится наиболее твердым материалом, посредством алмазного бруска можно заточить нож в самые короткие сроки. Алмазный абразив формирует достаточно агрессивную режущую кромку, которая имеет второе название – микро-пила, однако она достаточно скоро выкрашивается, что становится причиной того, что режущая кромка тупится. Тогда как водные камни с абразивным зерном незначительной величины формируют куда более гладкое основание кромки, она гораздо медленнее выкрашивается. Это обуславливает то, что режущая кромка в течение долгого периода эксплуатации не затупляется. Монокристаллы и поликристаллы, которые присутствуют в алмазах, не столь подвержены выкрашиванию.

Таблица соответствия абразивных материалов.

Украинские точильные камни

В Украине тоже производятся точильные камни. Они предназначаются специально для заточки ножей. Такое предназначение чрезвычайно важно, поскольку требования, предъявляемые к подобному камню, отличаются от тех, что нужны при промышленной механической обработке. Ввиду того что производство камней осуществляется из собственного сырья, цена их гораздо ниже зарубежных аналогов. В качестве плюсов такого материала выступает не только доступность, но и характеристики, выраженные оптимальными качествами связующего вещества, которое способно обеспечить наиболее подходящее соотношение износостойкости и обновляемости зерна. Такие камни выпускаются в большом ассортименте размеров.

При разработке этого камня были опробованы всевозможные варианты рецептур. Каждая была проверена на пригодность к процессу заточки, где была учтена и комфортность проведения работ. Один из вариантов пришлось отвергнуть ввиду того, работа сопровождалась значительным недостатком, выраженным образованием излишнего количества грязи. Несмотря на то что мастера готовы терпеть такое неудобство при осуществлении ручной заточки, точильный прибор с подобной рецептурой не стали производить, так как при использовании этого абразива в системе точилки марки Apex грязь оказывается лишней.

Схема маркировки точильного камня.

Южно-Африканские точильные камни Zulu Grey

Эти камни получили свое название из-за местности, в которой они добываются, в провинции Kwa Zulu-Natal. Несмотря на отличные качественные характеристики, эти камни не столь распространены среди отечественных заточников, ведь они не обладают вековой историей, кроме того, материал имеет весьма высокую стоимость, эти факторы не способствуют их скорому распространению.

Для бритвы производить доведение рабочей поверхности камня и бока рекомендуется в обязательном порядке. При использовании такие камни не выделяют суспензию, однако если использовать еще один, то, возможно, она и появится. В работе такой материал проявляет себя довольно хорошо. Некоторые мастера заблаговременно производят замачивание для того, чтобы достичь более комфортной работы. Делают это, как правило, примерно на полчаса или чуть больше, однако при осуществлении таких процедур с описываемым камнем особенной разницы не отмечается.

Работает материал отлично как с мыльной водой, так и с той, что не имеет добавок. При широком подводе ближе к завершению работ и использовании воды бритва начинает несколько подлипать.

Часто в тандеме с арканзасами используют масло. Если применить описываемый материал с ним, то результат окажется отличным. Предварительно предстоит капнуть масло, растерев его, посредством салфетки можно избавиться от лишнего количества. Мастера отмечают хорошие и приятные тактильные ощущения, материал на ощупь словно бархатный. Независимо от того, какие бритвы используются, проявляет поверхность для точения себя хорошо с ними со всеми.

Специалисты, которые используют для заточки камни Zulu Grey, подмечают, что инструмент после свободно режет и отвечает всем требованиям остроты.

Таблица маркировки зернистости по различным стандартам.

Если вы намерены заточить бритву с помощью такого камня, то в завершение доводки необходимо несколько поднимать угол, при этом нужно делать около 30-50 проходов для каждой стороны инструмента, совершая такое давление, которое не превышает веса бритвы.

Специалисты отмечают, что не используют бритвы, которые прошли реставрацию, однако при тестировании описываемого камня и доведении бритв различного производства результаты оказались хороши и показательны.

Способы заточки на водных камнях.

Некоторые утверждают, что Южно-Африканские камни можно считать лидерами финишной обработки среди всех остальных, в том числе если производить сравнение с Coticule и Guangxi и Тюрингским шифером. Рекомендовано использовать масло, однако вода себя проявляет в качестве смазки ничуть не хуже. В качестве единственного минуса в этом случае выступает цена, однако если производить эксплуатацию очень бережно и для собственных нужд, то он проявит себя весьма экономично. Он хорошо справляется и с доведением чрезвычайно твердых клинков, которые не под силу некоторым другим камням. Зернистости камня хватает для проведения такого рода работ.

Прежде чем приобретать точильную поверхность натурального или искусственного происхождения, следует определиться, для каких целей и с какой интенсивностью вы будете его использовать.

Если раньше вы не имели опыта работы с камнями, предназначенными для точения, а впоследствии планируете применять их не столь часто, то предпочтительнее не приобретать дорогостоящий материал, а воспользоваться помощью специалиста.

Факторы, на которые стоит обратить внимание при выборе камня:

область использования;
интенсивность применения;
зернистость.

Производство камней Coticule

Бельгийские камни известны своей историей, которая началась 140 лет назад. Карьер имеет следующие размеры: 300х100 м, а добыча производится на глубине в пределах от 50 до 60 м. Для того чтобы получить 1 кг упомянутого материала, необходимо добыть примерно 2 т породы.
Производство точильных камней предполагает нарезку на отдельные пластины, которые обладают толщиной, равной 7-14 мм. Ввиду того что природный материал обладает высокой хрупкостью, в качестве его основы используют черный бразильский или португальский сланец. Это позволяет получить крепкий точильный камень. На последнем этапе осуществляется шлифовка брусков. Эти работы производятся вручную, в процессе этого используется алмазный камень. Каждая сторона полируется, а края скругляются. В конечном итоге удается получить камни разного качества и сорта и размера.

Габариты кусков определяет мастер, в процессе чего используется таблица размеров. Каждый камень Coticule является результатом исключительно ручной работы, это указывает на то, что каждое изделие – единственное в своем роде.

Таблица абразивной способности материалов.

Бельгийский Синий Камень

В Бельгии добывается природный точильный камень голубовато-серого светло-желтоватого цветов, из которого выпиливают бруски разного размера для заточки.

По разновидности породы это гранатовые сланцы.

Считаются одними из лучших, наравне с арканзасами.

Покупка точильных камней

Определите, какой тип камня вам нужен.

Сначала выберите камень с алмазным абразивом. Это самый прочный материал, и заточка с помощью этого камня займет наименьшее количество времени.
Далее, выберите керамический. Этот материал потребует больше усилий, чем алмазный, однако меньше, чем все остальные.

Наконец, выберите «твердый» камень. Популярная идея, но с ним вы потратите гораздо больше времени, потому что он лишь немного тверже стали.

Выберите грубость камня. Вы можете выбрать мелкий, средний и крупный по зернистости камни.

Если вы не сильно затупили свои ножи, перед тем как точить их, можете начать со среднего или мелкозернистого камней. Если же нож лишь едва потерял остроту, мелкозернистый камень подойдет лучше всего.

Если ваши ножи достаточно затупились, вы должны начать с крупнозернистого камня и двигаться к мелкозернистому. Вы не сможете сделать их острыми, используя только один (тот или другой) камень.

Практикуем угол заточки

Изучите правильные углы для различных типов ножей, которые вы затачиваете.

Большинство изготовителей рекомендует угол в 20 градусов к камню.

Используйте меньший угол при работе крупнозернистым камнем, чем при работе с камнями средней и мелкой зернистости. Грубый камень будет снимать больше материала с лезвия, а вам не нужно, чтобы ширина ножа значительно уменьшалась. Мелкозернистый и средний камни снимают меньше материала, так что вы можете использовать их под углом в 20 градусов.

Учитывайте размеры и прочность ножа. Толстые ножи, использующиеся в диких условиях или при разделке мяса, требуют больший угол по отношению к точильному камню, чем маленький нож для очистки овощей.

Потренируйтесь два-три десятка раз брать рукой правильный угол к камню. Учите, что лучшие результаты достигаются при постоянных, одинаковых движениях, – так режущая кромка ножа выйдет идеальной.

Если у вас проблемы с тем, чтобы взять на глаз нужный угол, поставьте нож под углом в 45 градусов (половина от прямого угла в 90 градусов), а затем, уменьшите угол еще в два раза, так, у вас выйдет приблизительно 20 градусов. Регулируйте, если потребуется.

Определите, требует ли камень воды

Прочитайте инструкцию к камню, прежде чем начать. Там будет написано, нужно ли смазывать камень маслом или водой для начала работы.
Масло в работе с точильными камнями применяют для того, чтобы устранять мелкую стружку с камня. В процессе заточки производятся мелкие металлические опилки. Ваш камень может и не требовать ни масла, ни воды, потому как многие современные точильные камни не нуждаются в этом.

Алмазные камни и водные камни требуют воду для смазки. Обрызгайте поверхность камня небольшим количеством воды из распылителя.

С индийскими и арканзасскими камнями для смазки обычно используется масло. Покройте поверхность камня тонким слоем масла, обрызгав его из распылителя.

Затачиваем нож

Поместите точильный камень на устойчивый стол. Он должен быть повыше, чтобы вы могли легко двигать рукой по камню.

Поместите нож на поверхность камня. Отрегулируйте необходимый угол касания ножа и камня, согласно описанию выше.
Убедитесь, что камень установлен параллельно вашему телу. Движения заточки должны быть параллельны вашему телу, а не перпендикулярны ему.

Начните с одного края камня. Убедитесь, что вся кромка лезвия касается камня.

Проводите ножом по дуге. Это позволит произвести заточку всех частей лезвия, находящихся над камнем.

Повторяйте штрихи до тех пор, пока на противоположной стороне не начнут появляться заусенцы. Вам может потребоваться от 6 до 12 штрихов, чтобы они начали возникать.

Вы можете заметить заусенцы, аккуратно потрогав противоположную сторону режущей кромки ножа. Будьте крайне осторожны, когда проводите кожей поперек лезвия, – это касается всех ножей.

Натачивайте нож на другой стороне лезвия, пока также точно не станут возникать заусенцы.

Переходите к мелкозернистому камню и повторите весь процесс с обеих сторон. Используйте немного больший угол. Это устранит заусенцы и сделает нож острее.

Если вы начали с камня средней зернистости, вы можете и не обнаружить заметных заусенцев. Они более заметны при работе крупнозернистым камнем. Делайте одинаковое количество движений на каждой стороне ножа.

Проверьте нож, разрезав лист бумаги. Повторите процесс, если нож недостаточно острый.

Почистите точильные камни, согласно инструкции их производителя. Это позволит устранить металлическую стружку к следующему использованию.

Что вам понадобится

Крупнозернистый точильный камень
Среднезернистый/мелкозернистый точильный камень
Вода
Масло
Бутылка с распылителем
Листок бумаги
Устойчивый стол

Точильные камни и методы заточки стамесок и рубанков

Просмотров: 5 062

Камень для заточки

Точильные камни и методы заточки. Заточка ножа рубанка

Обеспечение остроты режущей кромки столярного инструмента – дело первостепенной важности. По сравнению с тупым инструментом, работа с действительно острыми стамесками или рубанками не только позволяет получить идеально поверхность, но и выполняется с легкостью и сопровождается чистым хрустящим звуком разделяемых древесных волокон. Работа с деревом острым инструментом – наслаждение, а тупым – трудная и неприятная задача.

Нож рубанка или полотно стамески поступают с завода с готовой заточкой, но острыми их назвать нельзя. Поэтому, перед их использованием режущую кромку необходимо выправить или «довести», на точильном камне – оселке, а как только качество их работы станет ниже приемлемого уровня – точить снова.

Как только на режущей кромке появилась щербинка или она деформировалась после многократного затачивания на оселке, необходимо восстановить ту форму, которая была ей придана при изготовлении, на наждачном кругу или крупнозернистом точильном камне.

Остроту деревообрабатывающих инструментов поддерживают путем образования режущей кромки при постепенном стирании металла на специально обработанном абразивном камне. Лучшие из натуральных точильных камней достаточно дороги, но очень неплохие результаты можно получить и с помощью более дешевых синтетически материалов.

Точильный брусок во время заточки должен быть смочен водой или смазан маслом – в зависимости от природы камня, из которого он изготовлен. Это защищает металл от перегрева и создает суспензию, в которую переходят мельчайшие частицы камня и металла, тем самым предохраняя оселок от засорения абразивной поверхности.

Точильные камни следует держать на отдельном рабочем столе рядом с верстаком, чтобы они всегда были под рукой. Хранение камня в упаковочной коробке предохранит от скапливания пыли на его поверхности.

Камень для заточки

Разновидности точильных камней и брусков: комбинированный брусок с масляным смачиванием, алмазный точильный камень, фасонный точильный камень резчика по дереву, японский точильный камень с водным смачиванием, черный твердый арканзасский камень, твердый арканзасский камень, мягкий арканзасский камень

Точильные камни с масляным смачиванием

Большинство деревообработчиков затачивают свой инструмент на прямоугольных блоках или брусках из точильного камня, смоченных маслом. Натуральные арканзасские камни обычно считаются самыми тонкозернистыми из общедоступных видов. Крапчато-серый мягкий арканзасский камень имеет достаточно крупное зерно для быстрой заточки, твердый арканзасский камень (белого цвета) придаст приемлемую остроту режущей кромке, но для окончательной правки используйте черный твердый арканзасский камень. Синтетические эквиваленты этих камней, сделанные из крошки оксида алюминия или карбида кремния, имеют три категории: крупнозернистый, среднезернистый и тонкозернистый.

Некоторые мастера устанавливают камни каждой категории непосредственно на верстаке, чтобы можно было быстро перейти от одного к другому. Однако более экономично покупать бруски, склеенные из камней двух видов зернистости. Обычно объединяют грубое и среднее зерно или среднее и мелкое. Можно приобрести такую же комбинацию из натуральных и искусственных точильных камней.

Фасонные точильные камни и оселки для резчиков по дереву

Камни с водным смачиванием, имеющие различную форму в соответствии с типом инструмента резчика, выпускаются трех категорий: грубая, средняя и тонкая.

Для правки полукруглых стамесок и долот или инструмента резчика по дереву требуются небольшие камни различной формы. Для этого используются натуральные и искусственные камни различных категорий зернистости, увлажненные или промасленные. Оселки с каплевидной формой поперечного сечения и конические камни наиболее распространены, но также существуют специальные прямоугольные и ножевидные модификации плюс большой выбор «напильников» из точильного камня квадратного, круглого и треугольного сечения. Комбинированные бруски с увлажнением используются для заточки скобелей, топоров и садового инструмента.

Алмазные точильные камни

Прочные, износостойкие точильные камни делаются из алмазной крошки, распределенной в пластмассовой основе. Они выпускаются трех типов – экстракрупное зерно, крупное и тонкое. Такие камни могут использоваться даже при выравнивании плоскостей камней с водным смачиванием и натуральных камней с масляным покрытием.

Камень для заточки

Алмазные точильные камни и бруски

Заточка с помощью алмазного напыления

Напыление алмазных частиц из баллончика с особым составом на специальную керамическую пластину-подкладку создает точильную смесь для всех инструментов. Баллончик с частицами размером 15 мк предназначается для общей заточки. Имеются и баллончики с размерами частиц 14 мк (тонкая заточка) и 6 мк (экстратонкая), но для каждой категории существует отдельная керамическая подкладка.

Японские камни с водным смачиванием

Увлажненные японские камни, как натуральные, так и синтетические, точат очень быстро и имеют мелкозернистость намного выше, чем у промасленных камней. Она бывает от 800 единиц для грубой категории, 1000 единиц для средней и/или тонкой и до отделочных категорий в 4000, 6000 и 8000 ед.

Натуральные камни с водным смачиванием непомерно дороги, и только наиболее изощренные мастера имеют такие камни высоких категорий. Большинство умельцев, занимающихся деревообработкой, удовлетворяются искусственными камнями, имея один — два натуральных камня такого класса. Комбинированные камни представлены обычными парами. Чтобы повысить качество работы, создайте на его увлажненной поверхности «точильную смесь», натерев ее мелоподобным камнем нагура. Прием особенно эффективен при использовании какого-либо твердого камня экстратонкой зернистости.

Уход за точильными камнями

Храните точильные камни так, чтобы на их поверхности не собиралась пыль. При использовании точильного камня в конечном итоге его поверхность становится засоренной, забитой смесью масла и металлической пыли. Как только он перестает нормально точить, натрите его парафином и обработайте грубой мешковиной.

Пропитка камней с водным смачиванием

Перед использованием такого камня его следует пропитать водой путем погружения. Грубозернистому камню потребуется для насыщения 4 — 5 минут, а твердому тонкозернистому — немного меньше. Храните такие камни в специальных виниловых коробках, чтобы из него не испарялась влага, и он всегда был готов к применению. Другой способ хранения — держать камень в воде. Ни в коем случае нельзя допускать замораживания такого камня — он почти наверняка треснет.

Восстановление точильных камней

После определенного срока работ на точильном камне появляется выработка — впадина, откуда стерлись его частички. Выравнивайте камни с масляным смачиванием шлифовкой карборундовым порошком, смешанным с водой или маслом на стекле. Восстанавливать поверхность камня с водным смачиванием можно шлифовкой на карбидокремниевой наждачной бумаге № 200, прикрепленной к стеклу.

Камень для заточки

Выравнивание поверхности точильного камня

Категории точильных камней

Таблица демонстрирует разнообразие точильных камней и позволяет сравнить эффективность различных способов заточки. Каждому деревообработчику необходимо иметь хотя бы по одному камню средней и тонкой категории.

Искусственные камни, смазываемые маслом

Натуральные камни, смазываемые маслом

Ремни для правки

Наведя инструмент на оселке, применяйте ремень для правки, чтобы удалить остатки заусенцев и довести режущую кромку до остроты бритвы. Для этого можно воспользоваться просто куском толстой кожи или готовым приспособлением — комбинированным ремнем для правки, у которого с одной стороны находится точильный камень, а с трех других — грубая, средняя и гладкая кожа. Смажьте все поверхности, кроме последней кожаной, тонкой шлифовальной пастой.

Заточка стамесок и рубанков

Процесс заточки на заводе-изготовителе оставляет на ноже рубанка или стамеске тонкие царапины на тыльной стороне лезвия и плоскости заточки. В результате режущая кромка получается зазубренной и не способна на очень чистую работу. Как плоскость заточки, так и тыльная сторона должны быть выправлены на камнях со средней и тонкой категорией зернистости, чтобы удалить царапины заводской заточки и добиться идеально острой кромки.

Выравнивание тыльной стороны нового лезвия

Смажьте камень и положите лезвие всей поверхностью тыльной стороны на камень плоскостью заточки вверх. Водите лезвием по оселку, нажимая на него кончиками пальцев, чтобы оно перемещалось ровно в плоскости, без покачиваний. Повторите операцию на камне тонкой правки, пока сталь не заблестит.

Камень для заточки

Выровняйте тыльную сторону нового лезвия

Правка режущей кромки

Полотна ножа столярного рубанка и стамески заточены пол углом порядка 25º. Некоторые мастера под этим углом делают и правку для работы с мягкими породами древесины, но этот угол слишком слаб для твердых пород. Вторичный скос в 35º точится при выправлении лезвия с тем, чтобы укрепить режущую кромку. Этот процесс заметно ускоряет заточку, так как снимается очень мало металла.

Камень для заточки

Дополнительная плоскость режущей кромки под углом в 35

Возьмите в правую руку полотно скошенной частью вниз, положите указательный палец вдоль его края. Кончики пальцев свободной руки положите поверх лезвия, а большой палец расположите поперек него снизу, как показано на рисунке ниже. Поместите плоскость заточки на смазанный камень средней зернистости и покачайте полотно, пока не почувствуете, что оно лежит на камне всей плоскостью заточки. После этого чуть увеличьте угол наклона полотна, чтобы заточить вторичную кромку. Кисти рук держите жестко для обеспечения постоянного угла наклона и водите лезвием вперед и назад по всей площади бруска. Полотно немного поверните, чтобы вся режущая кромка была в контакте с камнем. При заточке узкой стамески перемещайте траекторию движения от края к краю бруска для того, чтобы уменьшить его выработку (образование впадины) в средней части. Очень узкие полотна выправляйте на боку камня.

Камень для заточки

Так держать лезвие при правке

Камень для заточки

Поверните полотно для одновременной правке всей длины кромки

Камень для заточки

Перемещайте стамеску по всей поверхности бруска

Камень для заточки

Проверьте заусенец большим пальцем

Когда ширина новой плоскости заточки достигнет примерно 1 мм, переходите к оселку с более тонкой зернистостью и повторите процесс. Правка на обратной стороне лезвия образует заусенец, который вы можете почувствовать, проводя по этому месту большим пальцем. Уберите его перемещением всей плоскости тыльной стороны по бруску, затем – несколькими легкими движениями по камню плоскостью заточки и, наконец, повторной правкой тыльной стороны. Этот процесс обломит заусенец и заострит режущую кромку.

Камень для заточки

Сформированная дополнительная плоскость кромки. Маленький скос при правке режущей кромки усиливает полотно

Использование направляющего приспособления

Ручная правка — быстрый и эффективный процесс, но, если вы не владеете техникой, можно установить нож рубанка или стамеску в специальное приспособление, которое обеспечит необходимый угол при их заточке.

Камень для заточки

Использование направляющего приспособления для заточки.

Существует много конструкций, но все они выполняют одинаковые функции.

Камень для заточки

Приспособление для заточки стамески под углом

Заточка круглых стамесок

При заточке круглой стамески с внешней кромкой поверните брусок поперек и перемещайте инструмент от края к краю по длине камня, описывая «восьмерку», чтобы ровно снимать металл. Заусенец с внутренней стороны желобка стамески снимите смоченным фасонным оселком. Пользуйтесь тем же оселком при правке внутренней режущей кромки полукруглой стамески. Заусенец удаляйте, водя горизонтально стамеской от края до края бруска и покачивая полотно. Стамески для резьбы по дереву затачиваются так же. Пользуйтесь ножевидными оселками или надфилями из точильного камня для обработки специализированных резцов, например V-образной формы, или квадратными.

Камень для заточки

Правка стамески с внешней кромкой

Камень для заточки

Снимите заусенец фасонным оселком

Камень для заточки

Правка стамески с внутренней кромкой

Камень для заточки

Снимите заусенец на камне с масляным смачиванием

Заточка японских полотен

Японские рубанки и стамески выправляют похожим образом, но есть и существенные отличия из-за особенностей их внутренней структуры. Поскольку каждое японское лезвие имеет режущую кромку повышенной твердости, отпадает необходимость ее усиления путем формирования дополнительной плоскости заточки.

Выборка материала на тыльной стороне полотна утоньшает его. Это создает более узкую полоску режущей кромки, которую легче прижать к оселку всей поверхностью. Повторные заточки в конечном итоге изнашивают режущую кромку до начала выемки, и она как бы разрывается в середине.

Чтобы снизить негативные последствия этого, после каждой заточки тыльную сторону немного расплющивают. Однако это быстро изнашивает полотно и довольно трудоемко при заточке широких стамесок и ножей рубанков. Японские мастера предпочитают периодически восстанавливать кромку выплющиванием металла из мягкой части полотна в его кромочную область с помощью молотка.

Выравнивание нового полотна

Как и с западными полотнами, тыльную сторону новых стамесок и рубанков перед первой заточкой выравнивают. Поскольку металл весьма твердый, это делается на стальной правильной плите или пластине с использованием карборундовой или карбидокремниевого порошка, смешанного с небольшим количеством воды. Держите полотно плотно прижатым к правильной полосе (длинные стороны перпендикулярны направлению перемещения и длинным сторонам полотна), с усилием прижимая его деревянным бруском.

Камень для заточки

Выравнивание полотна. Точите тыльную сторону полотна, оказывая на него нажим через деревянный брусок.

Когда узкая полоска вокруг поднутрения станет равномерной по цвету и структуре, повторите операцию с более тонким порошком. Начисто вытерев полотно, переходите к среднезернистому точильному камню для продолжения выравнивания тыльной стороны. Заканчивайте выравнивание на камне тонкой категории, работая до тех пор, пока металл не заблестит как зеркало. Правка режущей кромки выполняется так же, как и с западными лезвиями, но точите всю площадь скоса заточки. Не формируйте второй угол заточки.

Обработка тыльной стороны

Восстановление ведущей кромки тыльной стороны при наличии поднутрения — работа достаточно тонкая. При традиционном подходе тыльная сторона помещается на торец деревянного бруска. Прямоугольным молотком наносят легкие удары по плоскости заточки, выдавливая металл из тыльной стороны к краю поднутрения и заполняя брешь в режущей кромке. Удары должны наноситься в пределах мягкой части скоса заточки полотна.

Камень для заточки

Обработка тыльной стороны с поднутрением. Один из способов — выстукивание молотком по мягкой части плоскости заточки.

Твердая режущая кромка очень хрупкая и треснет, если по ней ударить молотком. После восстановления тыльная сторона выравнивается, как было описано ранее.

Стенд для обработки тыльной стороны

Поскольку качественная работа молотком требует определенного навыка, можно использовать специальный стенд. Тяжелый металлический стержень, проходящий через направляющую трубу, ударяет по скосу заточки полотна, лежащего на металлической наковальне. Другой способ восстановления японских лезвий – обращение к специалисту.

Эти статьи Вам тоже будут интересны:

В недавно в&#10&9;шедшем на экран&#10&9; &#10&2;ильме Повар на коле&#108&;ах главн&#10&9;й герой, &#10&6;еф-повар Карл Ка&#108&;пер, &#10&1;чит &#108&;воего &#108&;ына: нож – &#108&;обственность повара, а не к&#10&1;хни. Те, к&#10&0;о го&#10&0;овит много и &#10&5;асто, &#107&;нают, о &#10&5;ем он говори&#10&0;: &#10&3;ороший нож делае&#10&0; жи&#107&;нь к&#10&1;линара легкой и прия&#10&0;ной, пло&#10&3;ой же &#107&;апросто и&#108&;портит любое блюдо, да и поре&#107&;аться &#10&0;упым ножом намного лег&#10&5;е, &#10&5;ем о&#108&;трым.

Для меня “хороший нож” &#107&;начит “японский нож”: нож &#108&;антоку &#108&;лужит мне верой и правдой &#10&1;же много ле&#10&0;. Само &#108&;обой, е&#108&;ли в&#10&9; &#10&3;отите, &#10&5;тобы ва&#10&6; нож &#10&0;оже &#108&;лужил вам долго, необ&#10&3;одимо о нем &#107&;аботиться, в &#10&0;ом &#10&5;исле – &#10&5;асто &#10&0;очить. И л&#10&1;чший ин&#108&;трумент для &#107&;аточки любого ножа – водн&#10&9;й камень.

Камень для заточки

Водн&#10&9;й камень

Соб&#108&;твенно, водн&#10&9;м &#10&0;акой камень на&#107&;ывается по&#10&0;ому, &#10&5;то перед &#107&;аточкой его погр&#10&1;жают в вод&#10&1;. Вода, &#107&;аполняя пор&#10&9; камня (в &#107&;ависимости о&#10&0; &#107&;ернистости, камни и&#108&;пользуются для ра&#107&;личных &#10&4;елей – и&#108&;правление повреждений, правка реж&#10&1;щей кромки, &#107&;аточка, полировка), &#108&;лужит в ка&#10&5;естве &#108&;мазки в про&#10&4;ессе &#107&;аточки.

Зерни&#108&;тость водного камня обо&#107&;начается по &#10&5;исловой &#10&6;кале. След&#10&1;я япон&#108&;кой &#10&6;коле &#107&;аточки, камни &#107&;ернистостью о&#10&0; #120 – #200 и&#108&;пользуются для &#10&2;ормирования реж&#10&1;щей кромки с н&#10&1;ля, либо для ремон&#10&0;а повреждений. По&#108&;ле э&#10&0;их камней и непо&#108&;редственно перед на&#10&5;алом &#107&;аточки можно и&#108&;пользовать камень #600 – #800, но э&#10&0;о не обя&#107&;ательно.

Камень для заточки
Сей&#10&5;ас продаю&#10&0; &#108&;паренные камни с ра&#107&;ной &#107&;ернистостью. Комбина&#10&4;ия #1000 плюс #3000 – наиболее &#10&1;ниверсальный набор для дома&#10&6;ней &#107&;аточки.

Для перви&#10&5;ной обрабо&#10&0;ки реж&#10&1;щей кромки и&#108&;пользуют камень &#107&;ернистостью #1000, для &#107&;авершения рабо&#10&5;ей &#107&;аточки – камень #3000.

Для дальней&#10&6;ей полировки реж&#10&1;щей кромки и&#108&;пользуют камни #5000 – #8000, однако э&#10&0;у &#108&;тадию &#107&;аточки нель&#107&;я на&#107&;вать необ&#10&3;одимой при подго&#10&0;овке к&#10&1;хонного ножа. С&#10&1;ществуют и камни &#107&;ернистостью #15000 – #30000 (ра&#107&;мер одной &#10&5;астицы – мень&#10&6;е 0,5 микроме&#10&0;ра), но и&#10&3; давай&#10&0;е о&#108&;тавим япон&#108&;ким ма&#108&;терам.

Как &#10&0;очить?

Погр&#10&1;зите водн&#10&9;е камни в вод&#10&1; и о&#108&;тавьте &#10&0;ам мин&#10&1;т на 15 или до &#10&0;ех пор, пока они пере&#108&;танут в&#10&9;делять п&#10&1;зырьки. &#105&;ложите камень на под&#108&;тавку, &#107&;афиксируйте ее на &#108&;толе (е&#108&;ли повер&#10&3;ность &#108&;тола &#108&;кользит – подложи&#10&0;е влажн&#10&1;ю &#10&0;кань).

Камень для заточки
Перед на&#10&5;алом &#107&;аточки водн&#10&9;й камень н&#10&1;жно в&#10&9;держать в воде

На&#10&5;ните &#107&;аточку с более гр&#10&1;бого камня и, держа нож дв&#10&1;мя р&#10&1;ками под &#10&2;иксированным &#10&1;глом, проводи&#10&0;е по повер&#10&3;ности камня пло&#108&;костью, ко&#10&0;орая обра&#107&;ует реж&#10&1;щую кромк&#10&1;. Периоди&#10&5;ески &#108&;мачивайте камень водой (не п&#10&1;гайтесь появляю&#10&7;ейся на его повер&#10&3;ности “грязи9rdquo; – э&#10&0;о эм&#10&1;льсия абра&#107&;ива и вод&#10&9;, ко&#10&0;орая и&#108&;полняет роль &#108&;мазки при &#107&;аточке) и &#108&;ледите &#107&;а реж&#10&1;щей кромкой: е&#108&;ли пере&#108&;тал обра&#107&;овываться &#107&;аусенец, и ри&#108&;ки о&#10&0; пред&#10&9;дущего, более гр&#10&1;бого, камня б&#10&9;ли &#10&1;браны, &#107&;начит, пора пере&#10&3;одить на более мелкий камень, или &#107&;аканчивать &#107&;аточку.

Л&#10&1;чше один раз &#10&1;видеть, &#10&5;ем &#108&;то раз &#10&1;слышать (или, в на&#10&6;ем &#108&;лучае, про&#10&5;итать), поэ&#10&0;ому я подго&#10&0;овил э&#10&0;о коро&#10&0;кое видео, из ко&#10&0;орого в&#10&9; &#10&1;знаете, как &#107&;аточить нож с помо&#10&7;ью водного камня.

&#106&;то мой перв&#10&9;й оп&#10&9;т в прои&#107&;водстве видео, &#10&0;ак &#10&5;то не &#108&;удите &#108&;трого.

Вопро&#108&;ы и о&#10&0;веты

Какие камни н&#10&1;жно име&#10&0;ь для &#107&;аточки к&#10&1;хонного ножа?

Дома до&#108&;таточно име&#10&0;ь камни #1000 и #3000 для пов&#108&;едневной &#107&;аточки. Также може&#10&0; по&#10&0;ребоваться более гр&#10&1;бый камень на &#108&;лучай, е&#108&;ли в&#10&9; повреди&#10&0;е реж&#10&1;щую кромк&#10&1;.

Камень для заточки
Для &#10&1;странения повреждений ле&#107&;вия &#10&1; меня е&#108&;ть камень &#107&;ернистостью #280, при об&#10&9;чной &#107&;аточке он не и&#108&;пользуется

Как &#10&5;асто н&#10&1;жно &#10&0;очить нож?

Един&#108&;твенно верного о&#10&0;вета &#10&0;ут не&#10&0;, в&#108&;е &#107&;ависит о&#10&0; &#10&0;ого, как &#10&5;асто и ин&#10&0;енсивно в&#10&9; его и&#108&;пользуете. Как &#10&0;олько по&#10&5;увствуете, &#10&5;то &#10&0;от &#10&5;удесный рез ножа, ко&#10&0;орый вдо&#10&3;новлял вас &#108&;разу по&#108&;ле его пок&#10&1;пки, к&#10&1;да-то пропал – &#107&;начит, н&#10&1;жно &#10&0;очить.

Ч&#10&0;о, кроме водн&#10&9;х камней, необ&#10&3;одимо для &#107&;аточки?

Е&#108&;ли ва&#10&6; нож имее&#10&0; полировк&#10&1; или обкладки из дама&#108&;ка, вам понрави&#10&0;ся идея &#107&;аклеить клинок малярной &#108&;котч-лентой, о&#108&;тавив о&#10&0;крытым &#10&0;олько реж&#10&1;щую кромк&#10&1;, &#10&5;тобы и&#10&3; не по&#10&4;арапать. Кроме &#10&0;ого, може&#10&0; ока&#107&;аться поле&#107&;ен держа&#10&0;ель &#10&1;гла, &#10&5;тобы в&#10&9;держивать н&#10&1;жный &#10&1;гол по мере &#107&;аточки.

Как определи&#10&0;ь &#10&1;гол &#107&;аточки?

Е&#108&;ть &#10&1;ниверсальный &#108&;пособ: по&#108&;тавьте нож реж&#10&1;щей кромкой на пло&#108&;кую повер&#10&3;ность и наклоняй&#10&0;е, пока пло&#108&;кость, обра&#107&;ующая реж&#10&1;щую кромк&#10&1;, не ляже&#10&0; на опорн&#10&1;ю пло&#108&;кость полно&#108&;тью. До&#108&;таточно попробова&#10&0;ь не&#108&;колько раз, и в&#10&9; по&#10&5;увствуете э&#10&0;от момен&#10&0;, далее надо ли&#10&6;ь в&#10&9;держать пол&#10&1;ченный &#10&1;гол. Для э&#10&0;ого н&#10&1;жен оп&#10&9;т, &#10&0;ак &#10&5;то на перв&#10&9;х пора&#10&3; вам може&#10&0; пригоди&#10&0;ься держа&#10&0;ель &#10&1;гла &#107&;аточки (&#108&;м. в&#10&9;ше).

А как же м&#10&1;сат и др&#10&1;гие ме&#10&0;оды &#107&;аточки?

М&#10&1;сат об&#10&9;чно и&#108&;пользуется для лёгкой правки в про&#10&4;ессе рабо&#10&0;ы, и его и&#108&;пользование оправданно ли&#10&6;ь для европей&#108&;ких ножей, &#10&0;вердость ко&#10&0;орых ниже, &#10&5;ем &#10&1; япон&#108&;ких. Ди&#108&;ковые и элек&#10&0;рические &#10&0;очилки и&#108&;пользовать можно, но ка&#10&5;ество &#107&;аточки с водн&#10&9;ми камнями не &#108&;равнить. Таким обра&#107&;ом, &#107&;аточка на водн&#10&9;х камня&#10&3; предпо&#10&5;тительнее любого др&#10&1;гого вида &#107&;аточки, не&#107&;ависимо о&#10&0; вида ножа и его прои&#107&;водителя.

Камень для заточки
С о&#108&;тро на&#10&0;оченным ножом л&#10&1;чше и&#108&;пользовать до&#108&;ки из дерева или пла&#108&;тика

Как &#108&;охранить о&#108&;троту ножа?

В про&#10&4;ессе и&#108&;пользования нож неи&#107&;бежно &#107&;атупится, но как б&#10&9;стро э&#10&0;о &#108&;лучится – &#107&;ависит о&#10&0; &#10&0;ого, как именно в&#10&9; его и&#108&;пользуете. Е&#108&;ли в&#10&9; &#10&3;отите, &#10&5;тобы о&#108&;трота ножа продержала&#108&;ь как можно доль&#10&6;е – не р&#10&1;бите ножом ко&#108&;ти и &#108&;тарайтесь не ре&#107&;ать &#108&;лишком &#10&0;вердые прод&#10&1;кты (например, &#107&;амороженное мя&#108&;о). Поль&#107&;уйтесь деревянной или пла&#108&;тиковой до&#108&;кой – &#108&;теклянные до&#108&;ки о&#10&5;ень &#108&;ильно &#10&0;упят ле&#107&;вия ножей.

Благодарю &#108&;пециалистов компании Samura &#107&;а поле&#107&;ные кон&#108&;ультации в про&#10&4;ессе напи&#108&;ания э&#10&0;ой &#108&;татьи

Поделитесь в соцсетях:

Алексей, в статье пропущен очень важный шаг – выравнивание камней. Этот шаг необходим, что бы камни были ровные, как это не банально звучит 🙂
Лучше конечно отдавать хорошие ножи на заточку профессионалу. Профессионалы нормально заточат ножи на специальном оборудовании.

2 Алексей Онегин 27 August 2014 Ответить

Конечно, пропущен – речь об уходе за ножами, а не за камнями. Я регулярно точу свой нож на камне на протяжении, наверное, лет 5-6, и выработка камня глазу не заметна, так что тут вопрос в том, насколько человек маниакально относится к этому делу (если чрезмерно, то про выравнивание камней он знает лучше меня). Сейчас японские ножи стали весьма популярны – не среди фанатов ножей, а среди домашних поваров, которые, получив такой нож в подарок, не знают, что с ним делать и иногда портят хорошую вещь.

3 Евгений 27 August 2014 Ответить

Понятно, спасибо за ответ.
А вы не думали написать статью о вашей куханной утвари? Какие ножи используете, доски. Разные плюсы и минусы.

4 Алексей Онегин 27 August 2014 Ответить

Если честно, то не думал – утварь в готовке играет куда менее важную роль, чем принято думать. С досками все просто – пара деревянных для овощей-зелени-сыра и тому подобных штук и пара пластиковых для рыбы-мяса. Нож – сантоку Kasumi как основной плюс набор ножей Samura поменьше как вспомогательных. Есть, конечно, целая прорва других ножей, включая ножи для устриц, пиццы, хамона и т.п. но ими пользуюсь редко и только по назначению. )

5 Евгений 27 August 2014

Японские точильные камни

Природный крупнозернистый японский камень для заточки.

На протяжении столетий человек добывал минералы для заточки инструментов. Самыми известными из них являются месторождения в горах Гарца, в Уэльсе, Турции, арканзасское месторождение в США и другие.

Не исключение и Япония — натуральные камни Awase, добываемые в глубоких шахтах неподалеку от древней столицы Киото, высоко ценились в древности. Сегодня это месторождение серьезно истощилось, и на высококачественный мелкозернистый Awase цена может достигать нескольких тысяч долларов, поэтому японским мастерам приходится подолгу откладывать деньги на его приобретение. Как следствие, в Японии, как и во всем мире, получили широчайшее распространение искусственные шлифовальные камни. производимые из естественных и искусственных абразивных материалов и связки — органических и неорганических материалов, применяемых для закрепления абразивных зерен в брусках.

Причины популярности водных камней (Toishi) в Японии кроются в исторической специфике изготовления и заточки ножей и оружия. В Европе и Северной Америке население чаще пользовалось в быту достаточно мягкими сталями: твердость в 56 — 58HRC считалась очень высокой, поэтому интерес к мелкоабразивным камням проявляли только часовщики, краснодеревщики, граверы и другие категории профессионалов, работающих с более твердым инструментом. В Японии же даже на поварских ножах твердость в 60 — 62HRC была делом вполне заурядным. Умение точить такие инструменты считалось обязательным для пользователя.

На Западе с японскими водными камнями и традицией заточки познакомились уже в 70-х годах ХХ века, с приходом моды на все восточное и японское в том числе. Практический интерес к ним пробудился лишь со второй половины 90-х, с распространением на качественных клинках высокоуглеродистых хромистых сталей, обладающих повышенной твердостью и износостойкостью.

Каковы же преимущества искусственных водных камней из Японии?

Природный японский камень для окончательной доводки лезвия. Зернистость 6000.

Их главным отличием от западноевропейских и отечественных аналогов является мягкость, которая определяется соотношением объема пор к объему связки и самих абразивных зерен. Европейские и североамериканские твердые искусственные абразивы в большей степени ориентированы на промышленное производство и механическое оборудование. Они используются либо сухими, либо в процессе с непрерывным охлаждением.

Следствием автоматизации процесса шлифовки и заточки является высокая производительность труда и не слишком высокое качество обрабатываемой поверхности, изобилующей микротрещинами и прижогами. При ручной заточке твердый абразив быстро забивается стружкой и заполировывается. В результате скорость ручной шлифовки резко падает. В европейской традиции дефекты шлифования устраняются на завершающей стадии полировальными пастами или электрохимическим способом. Доводочные операции, производимые с использованием механизмов, всегда чреваты локальным отпуском, способным полностью испортить инструмент вследствие перегрева лезвия. При этом даже они не избавляют пользователя от необходимости доводить режущую кромку инструмента вручную.

Искусственный водный камень. Справа — камень для выравнивания поверхности.

Японские шлифовальные бруски больше приспособлены к ручной работе и используются только с водой — масло приведет их в негодность. Из-за высокой мягкости бруски стачиваются быстрее, постоянно обнажая новые зерна абразива, в то время как уже сработанные зерна образуют вместе с водой на поверхности бруска суспензию. Поэтому японские водные камни при более значительных скоростях износа обеспечивают стабильно высокую производительность при хорошей чистоте обработки поверхности. Применение брусков малой зернистости обеспечивает достаточно быструю доводку режущей кромки до практически идеального состоянии без полировальных паст, войлочных кругов, правочных строп и прочих традиционных западных аксессуаров. На рабочем японском ноже это вполне оправданно: одно дело — поправить на стропе тончайший спуск опасной бритвы или «пошкрябать» мягким европейским кухонным ножом по мусату, но совершенно другое — привести в порядок мощное лезвие кухонного ножа-топорика Nakiri-bocho, твердостью за 60HRС, рубящего десятки килограммов твердых овощей. Стропы подчас еще и «заваливают» режущую кромку, что уместно на бритвах, но не очень подходит для иных задач.

В сравнении с натуральными заточными камнями, залежи которых в Европе и США сильно истощились за последние века, на искусственных крайне редко встречаются структурные неоднородности. Эти неоднородности представляют собой образования из абразива более крупного размера, локально выходящие на поверхность брусков меньшей зернистости. При работе на доводочных стадиях они способны перечеркнуть результат долгих трудов. Кроме того, аналогов водным камням зернистостью 8000 и выше в природе просто не существует.

В отличие от таких увлажняемых маслом абразивов естественного происхождения, как Арканзас, водные камни имеют значительно более высокую производительность, которая уступает лишь скорости съема материала алмазом. Однако алмазные бруски имеют более ограниченный диапазон зернистости (как правило, до 1200), причем на завершающих стадиях заточки есть значительный риск переусердствовать и слишком истончить лезвие.

Маркировка водных камней основана на их зернистости — в виде двух-, трех-, четырехи, реже, пятизначного числа. Оно характеризует количество отверстий в квадратном дюйме сита, на котором осела фракция зерен определенного интервала (так называемый «номер меша»). Следует отметить, что просеиванием удается получить абразиво со средним размером зерна не менее 50 микрон. Более мелкий абразив сеют иными способами (без сит — гидравлическим и воздушным сепарационным методом), посему и «посчитать дырки» так просто уже не выходит. Для их оценки используют математические алгоритмы обсчета микрофотографий, седиментометры и иные методы. В целом, более-менее объективные сравнения абразива разных производителей и различных стандартов (ANSI, FEPA, JIS, ГОСТ и др.) можно произвести до средней величины зерна в 7 мкм — от 23 мкм (максимальная) до 2 мкм (минимальная). Дальнейшие сравнения достаточно приблизительны, однако практики, точащие инструменты вручную, придерживаются крайне высокого мнения о свойствах полировальных камней именно из Японии. Среди точильщиков высокой популярностью пользуется продукция компаний Kitayama, Arashiyama, Matsunaga (торговая марка King), Bester, Takenoko и NANIWA. Общее описание японских водных камней, согласно японскому индустриальному стандарту (JIS R6001-87), используемых для заточки и мелкого ремонта режущего инструмента, представлено в таблице.

Свойства и применение
искусственных водных камней из Японии

Современные камни для заточки из новой керамики.

Наряду с искусственными камнями, японскими фирмами (например, Honyama) до сих пор добываются и натуральные абразивы. Маркируются они аналогично искусственным, но дополнительно имеют еще и «имя собственное». «Голубой горный» камень Ao Toishi применяется для подготовительного шлифования, а брусок мелкозернистого известняка Nagura служит для восстановления плоскости мелкоабразивных камней (от 3000 до 8000) и создания на них слоя суспензии. Для полировки мечей издавна использовались только самые мягкие камни натурального происхождения — как правило, вулканического. Так, на начальной стадии полирования меча Shitaji использовалось до девяти камней различной зернистости — Arato (180), Binsui (340), Kaisei (600) и т. д. Они применяются японскими полировальщиками и сегодня, хотя кое-кто из них считает возможным на некоторых этапах использовать и современные высококачественные камни искусственного происхождения. Количество камней в наборе и их зернистость определяются задачей, стоящей перед точильщиком. Для доводки и правки можно ограничиться мелкозернистыми камнями 6000 и выше. Если нож требует легкой заточки, то предварительно его придется поправить на бруске с зернистостью от 3000 до 5000. Обычная заточка производится камнями в диапазоне от 600 до 2000. Если же на лезвии заметен сильный износ, забоины и другие повреждения, то их придется сначала удалить самыми крупнозернистыми камнями — от 80 до 400. Последовательная работа над очень тупым или сильно поврежденным лезвием будет иметь, например, такой вид: 220–700 — 1200–3000 — 4000–8000. Результат: через час размеренной работы выводится лезвие, рубящее падающий на него волос.

Такая острота, требующая высочайших индивидуальных навыков в заточке и доводке, нужна далеко не всегда и не на любом ноже. Наводить «бритвенную» остроту на мягковатой нержавейке с твердостью до 50HRс вообще пустая трата времени и сил, поскольку она навряд ли переживет контакт с чем-то более твердым, чем масло. Если ежедневно использовать только мягкие ножи из низкоуглеродистых хромистых сталей, то для поддержания их в нормальном состоянии вполне хватит мусата. А при заточке и мелком ремонте — «классической русской тройки» экономного отечественного домохозяина — алмазного надфиля, бруска «лодочка» и неглазированного донышка глиняной миски. Для современного качественного ножа, с твердостью материала клинка под 60HRс, этого уже недостаточно. Покупая нож за сотню-другую долларов, экономить на средствах его заточки недальновидно.

В пользу частой смены камней говорит простой расчет. Потратившись на набор, вы экономите на заточке время и расход абразива: постепенное плавное снижение зернистости ведет к быстрому устранению следов от предыдущего, более крупнозернистого камня, обеспечивает хорошую чистоту поверхности, повышает ресурс и долговечность бруска, а также экономит ваши силы и время. Набор из 5–7 камней, каждый из которых может стоить от $30 до $100 и более, довольно накладен. Поэтому однородные абразивы, как правило, удел профессионала или пользователя, которому приходится точить часто и много. Впрочем, личный профессиональный инструмент обычно не доводят до такого состояния, что к нему приходится прикладывать весь ассортимент камней. Для поддержания его в порядке обычно хватает 2–3 мелкозернистых брусков и одного полировального.

В быту популярностью пользуются более доступные по цене комбинированные камни, состоящие из скрепленных между собой водостойким клеем двух половинок разной зернистости. К числу наиболее распространенных следует отнести следующие их разновидности: 100/180; 220/800; 800/4000; 1000/6000 и 1200/8000.

Как работать водным камнем ?

Хороший нож, прекрасно заточенный — путь к освоению многих прекрасных искусств.

Все камни (за исключением редких разновидностей, таких, как Debado, производимых химическим методом) предварительно замачиваются в чистой воде. Для этого подходят глубокие пластмассовые емкости, желательно прозрачные. Вполне удовлетворительны 5-литровые канистры для питьевой воды, с крышками из обрезанных верхних частей. Лучше иметь отдельную емкость для каждого вида камней, чтобы частицы крупного абразива не попали на более мелкие. Время «замачивания» определяется по пузырькам воздуха, которые выделяет брусок. Крупные пористые камни будут выделять пузырьки, впитывая воду около 5 минут. Более мелкие, средней зернистости, насыщаются за 10–15 минут. Наиболее плотные, мелкозернистые бруски «замачивают» на 15–20 минут.

Затем камень устанавливается на держатель. Их существует великое множество — от покупных и самодельных, до импровизированных, связанных с использованием тисков с резиновыми губками. Требование к держателям — обеспечить устойчивое положение абразива и исключить его перемещение при работе, так как при заточке вам понадобятся обе руки. На мелкозернистых камнях перед правкой надо создать слой суспензии, для чего используется брусок Nagura. Теперь камень готов к работе.

Предположим, нам достался поврежденный или сильно затупленный нож. Начнем с крупнозернистого абразива от 80 до 400. На первом этапе нам предстоит восстановить профиль клинка, для чего придется работать с его спусками. В зависимости от размера бруска, а также длины и формы клинка, разделите режущую кромку примерно на 2–5 частей по длине. Над каждой из них на начальных этапах придется поработать отдельно. Если вы правша, возьмите нож за рукоять в правую руку. Заточку следует производить, удерживая нож примерно под углом в 45 градусов к продольной оси бруска. Подперев клинок со стороны, противоположной абразиву, пальцами другой руки, начните работать над частью лезвия возле острия, плавно сдвигаясь к концу намеченного участка в сторону ручки. Само острие вытачивается прижатием большого пальца руки.

Клинок не должен изменять «угла атаки» — если профиль позволяет, лучше положить его плашмя на спуск или подвод. Угол заточки определяется назначением ножа и обычно варьируется от 20 до 40 градусов. Заточка осуществляется при движении ножа в сторону обуха. При этом следят за формированием заусенца с противоположной стороны: когда он равномерно образуется по всей длине затачиваемого участка, переходите на следующую часть лезвия, сдвигая нож на бруске ближе к рукояти. Добившись равномерного заусенца по всей длине лезвия, перейдите на другую сторону клинка и аналогичным образом, от острия к рукояти, добейтесь ровного заусенца с противоположной стороны. Переверните нож еще раз и аккуратно снимите заусенец, одновременно выхаживая режущую кромку по всей длине, после чего сделайте то же самое с противоположной стороны.

Основной объем работ по съему материала на этом завершен. Сходная по технике работа на абразиве средней зернистости (от 700 до 2000) служит для удаления следов от грубой заточки или восстановления остроты незначительно притупившегося лезвия. Если на режущей кромке нет небольших забоин или зубцов, то можно начинать заточку даже с камня зернистостью 1200. На этих камнях скорость удаления материала намного ниже, а чистота поверхности выше. Именно этот диапазон абразива служит для основной работы по заточке. Заусенец образуется намного более мелкий.

Следующий за заточкой переход на абразив зернистостью 3000–5000 связан с доводкой. Вообще, уже на бруске 3000 можно получить результат, безмерно удовлетворяющий 99 % пользователей. Производится доводка все по той же методике, но заусенец уже не образуется, и время перехода с одной стророны лезвия на другую оценивают визуально, держа нож лезвием на себя — недостаточно острые участки бликуют, а остро заточенное лезвие не видно. Можно резать на весу газету или провести, как расческой, по волосам, по задней части головы. Острое лезвие будет цепляться за волосы, а недостаточно острое — скользить. Последний шаг, практическая ценность которого европейцами иногда подвергается сомнению, — правка на оселках зернистостью от 5000 до 8000 и более (есть камни с зернистостью и 12000). В ходе этого процесса материал уже не снимается, а просто слегка полируется. Он требует нескольких точных и выверенных движений на каждой стороне клинка. Следует указать, что работа с абразивами зернистостью свыше 4000 требует очень высоких индивидуальных навыков, чувствительности рук и даже определенной интуиции — чем и как полировать, а также когда вовремя остановиться. Сами японцы говорят, что из 100 человек, имеющих недурные задатки, хороший полировальщик получается только из одного. Без этих навыков режущую кромку ножа можно легко загубить. Не напрасно стоимость услуг современных полировальщиков, катан, может обойтись в 2–3 тысячи долларов и больше за один клинок.

В этой связи уместно привести несколько практических рекомендаций. Усилие при заточке надо наращивать плавно до выхода на «номинальный» режим — абразив должен постепенно врезаться в сталь. Почувствуйте, как это происходит. С приобретением опыта вы начнете физически ощущать свойства стали, ее сильные и слабые стороны. Помните, чтобы хорошо точить ножи, их надо точить часто и много. Качественные камни смогут упростить задачу, но собственных развитых навыков не заменят. Не пытайтесь форсировать заточку, налегая на нож всей своей массой. Обращайте больше внимания на поддержание постоянного угла между плоскостью бруска и клинком. Старайтесь прилагать равномерное по силе и одинаковое по направлению усилие на основной фазе работы, это особенно важно на мелкозернистых абразивах. Дрогнувшая рука или чуть более сильное нажатие при работе камнем 6000 может повредить уже почти выведенное лезвие. Если вы чувствуете, что устали и внимание притупилось, — лучше сделать паузу, чтобы не угробить уже достигнутый результат. Ближе к концу работы каждым типом абразива, перед переходом на более мелкий, начинайте постепенно ослаблять нажим до минимального. Этот процесс называется зачисткой или выхаживанием. Он служит для уменьшения шероховатости клинка: крупные царапины и риски слегка сводятся.

В ходе шлифовки и полировки количество суспензии будет возрастать. Смывать ее не надо, следите только, чтобы она сильно не густела. Японцы периодически увлажняют ее, окуная в воду кончики пальцев и стряхивая с них на брусок воду. Можно использовать бытовой пульверизатор или одноразовый шприц — старайтесь только не смыть ее случайно полностью. Если клинок начинает ржаветь в ходе заточки, увлажнение можно производить слабыми мыльными и содовыми растворами. Однако использовать их при доводке и правке лезвия не рекомендуется.

Старайтесь использовать всю площадь бруска. В процессе интенсивного съема металла при работе крупнозернистым абразивом следите за его износом. Как правило, максимально изнашивается средняя часть бруска, что искажает рабочую плоскость и «заваливает» режущую кромку. Средств борьбы с этим явлением довольно много. Сами японцы делают специальные камни из твердых износостойких сортов абразива, с рядами параллельных пропилов на одной из сторон, под углом 45 градусов к продольной оси бруска, с помощью которых выравнивают изношенный камень. Для этих целей можно использовать и крупнозернистую водостойкую наждачную бумагу, наклеенную на стекло. Брусок укладывается на нее изношенной стороной и двигается круговыми движениями, напоминающими цифру «8», до восстановления плоского состояния. Можно использовать другой, более крупнозернистый камень. Более плотные мелкозернистые бруски изнашиваются намного меньше, но и их необходимо время от времени править камнем Nagura. Важно, что восстановление производится с водой, после чего абразив тщательно промывается щеткой для удаления застрявших частиц более крупного абразива.

Хранить бруски следует в индивидуальной таре — пластиковой или картонной. Крупнозернистый и средней зернистости — в воде, особенно если ими пользуются регулярно (раз в неделю и чаще). Обычно их хранят в закрытой крышкой емкости, а в состав регулярно меняемой воды добавляют обеззараживающие ее средства для предотвращения гнилостных явлений. Редко используемые бруски лучше высушивать после применения. Мелкозернистые, наоборот, после каждого применения тщательно сушатся. Нельзя оставлять мокрый брусок на морозе — замерзшая вода способна его разрушить. Регулярная правка камня поможет снизить неравномерный износ и упростит уход за ним. При этом для предотвращения скола краев камня при работе стоит периодически, по мере износа, наводить на его гранях неширокую фаску под углом в 45 градусов. Истончившийся брусок рекомендуют наклеить водостойким клеем на ровный кусок толстого органического стекла или древесины — это продлит срок его жизни.

Работа японскими водными камнями — это занятие, не терпящее спешки и суеты. Поэтому для работы на природе такой камень не очень подойдет, и при выборе походного бруска лучше отдать предпочтение твердой алюмооксидной керамике, почти не требующей ухода. Однако если процесс заточки воспринимать не как нудную рутину, а как своеобразную медитацию и церемонию, то он может не только обеспечить превосходный результат, практически недостижимый иными средствами, но привнести в душу состояние покоя и умиротворения.

Александр Марьянко. ЯПОНСКИЕ ТОЧИЛЬНЫЕ КАМНИ

Оценка: 4.9 из 5
Голосов: 40


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *