Клёпки

Клепка. Назначение и применение клепки

Клепка – это операция получения неразъемного соединения материалов с использованием стержней, называемых заклепками. Заклепка, заканчивающаяся головкой, устанавливается в отверстие соединяемых материалов. Выступающая из отверстия часть заклепки расклепывается в холодном или горячем состоянии, образуя вторую головку.

Заклепочные соединения применяются:

в конструкциях, работающих под действием вибрационной и ударной нагрузки, при высоких требованиях к надежности соединения, когда сварка этих соединений технологически затруднена или невозможна;

когда нагревание мест соединения при сварке недопустимо вследствие возможности коробления, термических изменений в металлах и появляющихся значительных внутренних напряжениях;

в случаях соединения различных металлов и материалов, для которых сварка неприменима.

Для выполнения заклепочных соединений применяются следующие виды заклепок: с полукруглой головкой, с потайной головкой, с полупотайной головкой, трубчатая, взрывная, разрезная (рис. 29). Кроме того, применяются заклепки с плоскоконической головкой, с плоской головкой, с конической головкой, с конической головкой и подголовкой, с овальной головкой.

Заклепки изготавливаются из углеродистой стали, меди, латуни или алюминия. При соединении металлов подбирают заклепку из того же материала, что и соединяемые элементы.

Заклепка состоит из головки и цилиндрического стержня, называемого телом заклепки. Часть заклепки, выступающая с другой стороны соединяемого материала и предназначенная для формирования замыкающей головки, называется ножкой. Длина заклепки с полукруглой головкой измеряется до основания головки (длина тела), длина заклепки с потайной головкой измеряется вместе с головкой, длина заклепки с полупотайной головкой измеряется от грани перехода сферы к конусу до торца тела заклепки.

Диаметр заклепки определяется диаметром тела и измеряется на расстоянии 6 мм от основания головки. Диаметр отверстия под заклепку при горячей клепке должен быть на 1 мм больше диаметра заклепки.

Стальную заклепку диаметром до 14 мм можно расклепывать в холодном состоянии. Заклепки диаметром более 14 мм клепаются в горячем состоянии. Диаметры заклепок от 10 до 37 мм увеличиваются через 3 мм.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Клёпки Общее понятие о клепке

Клепкой называется соединение двух или нескольких деталей при помощи заклепок, представляющих собой цилиндрические стержни с головками. Клепка применяется для неразъемного соединения деталей. Она подразделяется на холодную, горячую и смешанную.

Холодная клепка — это такой вид клепки, при котором высадка второй (замыкающей) головки заклепки выполняется без ее разогрева. Холодным способом ведут клепку в тех случаях, когда применяют заклепки диаметром до 8 мм.

Горячая клепка представляет собой способ, при котором вся заклепка разогревается до определенной температуры. При горячей клепке берут заклепки диаметром на 0,5— 1 мм меньше диаметра заклепочных отверстий, для того чтобы они легко входили в отверстие в нагретом состоянии.

Смешанная клепка — это такой вид клепки, при котором заклепки (длинные) разогреваются не на всю длину стержня, а только в концевой части, из которой высаживается вторая (замыкающая) головка.

Процесс клепки состоит в следующем (рис. 220):
1) подлежащие соединению детали накладывают одну на другую так, чтобы их подготовленные для заклепки отверстия совпали; это возможно только при очень точном расположении отверстий, поэтому рекомендуется заклепочные отверстия сверлить на соединенных деталях; обычно для этого на верхней детали сверлят заранее отверстие несколько меньшего диаметра и по нему за-сверливают окончательное отверстие уже на соединенных деталях;
2) вводят в окончательно засверленные отверстия заклепку;
3) при помощи специального инструмента натяжки (осадки) осаживают склепываемые листы и прижимают к головке заклепки, опирая ее на поддержку;
4) ударами молотка осаживают выступающий конец стержня, формируя из него вторую головку;
5) специальным инструментом обжимкой отделывают замыкающую головку и придают ей окончательную форму.

При склепывании детали сильно сдавливаются и в результате между ними возникает трение, препятствующее их взаимному сдвигу.

Клёпки

Рис. 1. Приемы клепки: а — заклепочное соединение, б — осадка склепываемых листов, в — осадка стержня, г — формирование головки

Клепка называется обыкновенной, если обе головки заклепки находятся над поверхностями склепанных деталей, и потайной, если головки заклепки помещены заподлицо с поверхностями склепанных деталей.

Читать далее:

Выбор размеров заклепок зависит от толщины соединяемых клепкой деталей. Диаметр заклепки должен быть, как правило, равным суммарной толщине соединяемых деталей. Длина стержня заклепки определяется с учетом образования замыкающей головки, усадки стержня в процессе клепки и необходимости заполнения зазора между стержнем заклепки и стенка ни отверстия под нее.

Клёпки

Рассмотрим порядок определения длины стержня заклепок с потайной (см. рис. 5.14, а) и полукруглой (см. рис. 5.14, б) головками. В обоих случаях длина заклепки / определяется, исходя из толщины склепываемых деталей S и длины /0 части стержня заклепки, выступающей из отверстия над поверхностью соединяемых деталей. Длина выступающей части стержня зависит от диаметра заклепки и формы замыкающей головки. Для заклепок с полукруглой головкой 10= (1,2… 1,5)d, для заклепок с потайной головкой 10 = (0,8… ,2)d.

Для обеспечения свободной, но достаточно плотной установки заклепки диаметр отверстия должен быть несколько больше диаметра заклепки:

Диаметр заклепки, мм 2,0 2,3 2,6 3,0 3,5 4,0 5,0 6,0 7,0 8,0

Диаметр сверла, мм:

точная сборка…. 2,1 2,4 2,7 3,1 3,6 4,1 5,2 6,2 7,2 8,2

грубая сборка…. 2,3 2,6 3,1 3,5 4,0 4,5 5,7 6,7 7,7 8,7

В случаях, если невозможно сформировать в соединении замыкающую головку, применяют взрывные заклепки (рис. 5.15, ё). Такая заклепка, заполненная взрывчатым веществом, устанавливается в отверстие соединяемых деталей и осаживается легкими ударами молотка в холодном состоянии. После этого ее нагревают со стороны закладной головки каким-либо нагревательным прибором (например, паяльником), в результате чего происходит взрыв вещества, помещенного в стержне заклепки и его конец расширяется, образуя замыкающую головку.

Для соединения тонких металлических листов и деталей из неметаллических материалов используются трубчатые заклепки (рис. 5.15, ж), замыкающая головка которых образуется развальцовкой.

Место соединения деталей при помощи заклепок называется заклепочным швом. В зависимости от характера соединения и егоназначения заклепочные швы подразделяют на три вида: прочные, плотные и прочноплотные.

Клёпки

Клёпки

Прочный шов применяется в тех случаях. когда необходимо получить соединение повышенной прочности. Как правило, это соединения в различных несущих конструкциях: балки, колонны, подъемные сооружения и другие подобные конструкции.

Плотный шов используется при клепке резервуаров и сосудов для жидкостей, трубных соединений для транспортировки газов и жидкостей под небольшим давлением.

Прочноплотный шов служит для соединения деталей в устройствах и конструкциях, работающих под большим давлением, например в паровых котлах.

По взаимному положению деталей соединения различаются два типа швов. встык и внахлестку (рис. 5.16, а). Соединение деталей встык осуществляется с помощью накладок. В соединении используется одна (рис. 5.16, б) или две (рис. 5.16, в) накладки. Заклепки при любом виде соединения можно располагать в один, два, три и более рядов. В зависимости от количества рядов заклепок в соединении различают одно-, дву- и многорядные заклепочные соединения (рис. 5.17).

Расстояние между заклепками в соединении выбирается в зависимости от типа соединения (однорядное или двурядное). В однорядных швах расстояние между осями заклепок (шаг) должно быть равно трем диаметрам заклепки, а расстояние от края соединяемых деталей до оси заклепок в соединении должно составлять не менее полутора диаметров. При выполнении двухрядных швов это расстояние соответственно должно быть равно четырем диаметрам заклепки и полутора, как и в однорядном соединении. Расстояние между рядами заклепок в таких соединениях должно составлять два диаметра.

Related posts:

Клёпки Инструменты и приспособления для ручной клепки Клёпки Механизация клепки. Клепальные молотки. Ручные пневматические прессы. Клепальные клещи Клёпки Посадки и допуски посадки Клёпки Типы производства и методы работы. Единичное, серийное, массовое производство

Клёпка это:

процесс соединения элементов конструкций заклёпками, в результате которого образуется неразъёмное Заклёпочное соединение. В заклёпочном соединении не возникает коррозии, гальванических пар и тому подобных процессов, поэтому прочность и надёжность соединения не изменяется длительное время. Наибольшее распространение имеет К. выполняемая заклёпками с потайными головками, которые позволяют получить гладкую поверхность изделия. К. заклёпками с выступающими головками применяется для соединения элементов изделий, к которым не предъявляется высоких требований по внешнему виду и гладкости поверхности. К. состоит из следующих операций (): образование отверстия под заклёпку (сверлением или пробивкой); образование гнезда под потайную головку заклёпки (зенкованием или штампованием); вставка заклёпки, состоящей из закладной головки 1 и стержня 2. в отверстие; образование замыкающей головки 3 обжимкой 4 и поддержкой 5. Замыкающая головка может быть образована прессованием (прессовая К.) или ударом (ударная К.). Прессовая К. производится на клепальных машинах (См. Клепальная машина ) (прессах и автоматах), а ударная — клепальными молотками (См. Клепальный молоток ). К. применяется при производстве различных металлических конструкций в судостроении, вагоностроении, самолётостроении и др. отраслях (см. Клёпаные конструкции ).

Лит.: Григорьев В. П. Голдовский П. Б. Клёпка конструкций из лёгких сплавов, М. 1954.

Основные операция клёпки: а — образование отверстия; б — образование гнезда под потайную головку; в — вставка заклёпки; г — образование замыкающей головки; 1 — закладная головка; 2 — стержень; 3 — замыкающая головка; 4 — обжимка; 5 — поддержка.

Большая советская энциклопедия. — М. Советская энциклопедия. 1969—1978 .

Смотреть что такое «Клёпка» в других словарях:

клёпка — 1. КЛЁПКА см. 1. Клепать. 2. КЛЁПКА, и; мн. род. пок, дат. пкам; ж. Дощечка для боковых стенок бочки, кадки и т.п. или для паркета. Собрать клёпки. Склад клёпок. □ собир. Подобные дощечки как материал для бочарного производства. Продаётся… … Энциклопедический словарь

Клёпка — Клёпка. Существует несколько значений данного слова: Клёпка село в Магаданской области. Клёпка процесс создания неразъёмного соединения элементов конструкции. Клёпка одна из деталей, из которых состоит кадка … Википедия

КЛЁПКА — КЛЁПКА, клёпки, жен. (спец.). 1. Каждая из досок, из которых составляется бочка, кадка, и т.п. С бочки соскочил обруч, и все клёпки рассыпались. || собир. только ед. Такие доски, как материал для бочарного производства. Буковая клепка. Дубовая… … Толковый словарь Ушакова

клёпка — (дощечка) клёпка (отпечатки пальцев) … Словарь употребления буквы Ё

клёпка — клёпка, клёпки, клёпки, клёпок, клёпке, клёпкам, клёпку, клёпки, клёпкой, клёпкою, клёпками, клёпке, клёпках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

КЛЁПКА — слаба у кого. Ворон. Неодобр. О слабовольном, глупом человеке. СРНГ 13, 281. Без клёпки в голове. Волг. Пренебр. О крайне глупом человеке. Глухов 1988, 2. Вставить клёпки кому. Волг. Шутл. Образумить кого л. Глухов 1988, 16. Клёпки расклепались у … Большой словарь русских поговорок

КЛЁПКА — КЛЁПКА, и, жен. 1. см. клепать 1. 2. также собир. Дощечка для боковых стенок бочки, кадки, для паркета. Дубовая к. Паркетная к. | прил. клёпочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

клёпка — клёпка, род. мн. клёпок (неправильно клепок) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

клёпка — клёпка, и; р. мн. пок … Русское словесное ударение

клёпка — КЛЁПКА, и, ж. Отпечатки пальцев. Из уг … Словарь русского арго

клёпка — клёпка, и, род. п. мн. ч. пок … Русский орфографический словарь

Детали машин

Характеристика клепаных соединений

Заклепочные (или клепаные) соединения относятся к неразборным соединениям, поскольку для его демонтажа требуется разрушить соединительные элементы – заклепки.

Клёпки

Получают клепаные соединения расклепыванием выступающих стержней заклепок, вставляемых в совмещенные отверстия соединяемых деталей. Отверстия под заклепки в деталях выполняют в сборе продавливанием или сверлением. При продавливании образуются мелкие трещины по периферии отверстия, которые могут быть причиной разрушения соединения во время работы. Продавливание отверстий применяют в малоответственных конструкциях и при толщине деталей не более 25 мм .

Сверление – процесс малопроизводительный и дорогой. Сверленые отверстия применяют в конструкциях, где требуется высокая надежность. При больших диаметрах отверстий практикуют продавливание с последующим рассверливанием.

Для повышения циклической прочности соединения отверстия под заклепки после сверления развертывают или прошивают, а по краям отверстий делают фаски.

Для облегчения ввода стержня заклепки диаметр отверстия d0 в детали делают больше номинального диаметра d заклепки. Так, например, для заклепки диаметром 6 мм отверстие в детали делают диаметром 6,5-6,7 мм. а для заклепки диаметром 10 мм отверстие выполняют диаметром 10,5-11 мм .

Заклепка в готовом виде имеет две головки – закладную. которую выполняют на заклепке заранее, и замыкающую головку, получаемую в процессе клепки во время сборки соединения. Для образования замыкающей головки конец стержня заклепки должен выходить из отверстия детали на длину l0 = 1,5d0 .

Клепку – процесс образования замыкающей головки заклепки, производят на клепальных машинах (прессах) или пневматическими молотками.
В начале клепки происходит осадка стержня, зазор между заклепкой и стенками отверстия заполняется, после чего формируется замыкающая головка.
Клепку стальных заклепок диаметром до 10 мм. а также заклепок из цветных металлов производят холодным способом .

При горячем способе стальные заклепки нагревают до светло-красного каления. Этот способ обеспечивает более высокое качество клепаного соединения, так как при остывании заклепки укорачиваются и стягивают детали, создавая на стыке их поверхностей большие силы трения, препятствующие относительному сдвигу деталей при действии нагрузки.

Основные достоинства клепаных (заклепочных) соединений заключаются в их высокой надежности, удобству контроля качества и хорошей сопротивляемости вибрационным и ударным нагрузкам. При помощи заклепок можно соединять детали из несвариваемых материалов и металлов.
К недостаткам можно отнести сложность автоматизации процесса, образование концентраторов напряжений в соединении и относительно высокую стоимость. Низкая экономичность клепаных соединений имеет место из-за сложности технологического процесса (разметка, продавливание и сверление отверстий, нагрев заклепок, их закладка, клепка) и необходимости применения дорогостоящего оборудования (станки, прессы, нагреватели, клепальные машины). Кроме того, при необходимости применения усиливающих накладок увеличивается расход материала.

В связи с развитием сварки заклепочные (клепаные) соединения в большинстве областей вытеснены сварными соединениями.

Классификация клепаных (заклепочных) соединений

В зависимости от назначения клепаные соединения бывают:

  • прочные (силовые). обеспечивающие основной критерий работоспособности – прочность. Применяют для деталей общего назначения, в металлоконструкциях, в самолетостроении;
  • прочноплотные. обеспечивающие прочность и герметичность соединения. Применяют в различных резервуарах. В настоящее время этот вид соединений вытеснили сварные соединения.

В зависимости от взаимного расположения склепываемых деталей различают соединения внахлестку и встык. с одной или с двумя накладками .

В зависимости от числа рядов заклепок соединения бывают однорядными и многорядными. Для соединений встык число рядов учитывается по одну сторону стыка.

В зависимости от расположения заклепок в рядах различают соединения рядные и шахматные .

В зависимости от числа плоскостей среза одной заклепки различают односрезные и двухсрезные соединения.

Материал клепаных соединений и заклепок

Основными материалами склепываемых деталей являются низкоуглеродистые стали марок Ст0, Ст2, Ст3. цветные металлы и их сплавы.

К материалу заклепок предъявляются следующие требования:

  • высокая пластичность для облегчения процесса клепки;
  • одинаковый температурный коэффициент расширения с материалом склепываемых деталей во избежание дополнительных температурных напряжений в соединении при колебаниях температуры;
  • однородность с материалом склепываемых деталей для предотвращения появления гальванических токов, сильно разрушающих соединения. Для стальных деталей применяют только стальные заклепки, для медных – медные, для алюминиевых – алюминиевые.

Заклепки изготавливают на высадочных автоматах из прутков стали или сплавов, аналогичных по составу материалу склепываемых деталей.
Наиболее часто для изготовления заклепок применяют стали марок Ст2, Ст3, 10, 15 и др. Из цветных металлов и сплавов часто используют Д18, В65 (алюминиевые). ВТ16, ОТ4 (титановые). М2 (медь). Л63 (латунь) .

Допускаемые напряжения в клепаных соединениях

Допускаемые напряжения для материала заклепок и склепываемых деталей прочных и прочноплотных соединений принимают в соответствии с рекомендациями, основанными на опыте эксплуатации.

Так, для склепываемых деталей изготовленных из сталей Ст2 или Ст3 допускаемые напряжения на растяжение не должны превышать 140-160 МПа. а напряжения среза – не более 90-140 МПа.
Заклепки, выполненные из такого же материала допускают напряжения на срез – до 100 МПа. на смятие – 240-320 МПа.
Указанные напряжения для заклепок зависят от способа изготовления отверстия – для отверстий, изготовленных сверлением, допускаются большие напряжения.

При действии переменных нагрузок допускаемые напряжения уменьшаются на 10…25%. а при холодной клепке допускаемые напряжения для заклепок уменьшают на 30% .

Расчет на прочность клепаных (заклепочных) соединений

Расчет на прочность – основной критерий работоспособности прочных клепаных соединений – основан на следующих допущениях:

1. Силы трения на стыке деталей не учитывают, считая, что вся нагрузка передается только заклепками (наличие трения учитывают приближенно при выборе значений допускаемых напряжений).

2. Расчетный диаметр заклепки равен диаметру d0 отверстия.

3. Нагрузка между заклепками распределяется равномерно.

Рассмотрим простейшее клепаное соединение – однорядное односрезное внахлестку (см. рис 1) .

Клёпки

При нагружении соединения осевой силой F детали (листы) стремятся сдвинуться относительно друг друга.
В этом случае условия прочности элементов соединения имеют следующий вид:

а) на смятие поверхностей заклепок и стенок отверстий :

где: δ – наименьшая из толщин склепываемых деталей (мм) ; d0 – диаметр отверстия под заклепку (мм) ; z – число заклепок в соединении; σ’см и [σ]’см – расчетное и допускаемое напряжения на смятие (МПа) для менее прочного из материалов для деталей или заклепок.

где: i – число плоскостей среза одной заклепки, τ’ср и [τ]’ср – расчетное и допускаемое напряжение на срез (МПа) для материала заклепок.

в) на растяжение деталей (см. сечение I-I на рис. 1) :

где:
N – продольная сила, возникающая в том сечении, где определяется расчетное напряжение σр ;
р – шаг заклепок (мм);
n – число отверстий в сечении, в котором определяется σр ;
σр и [σ]р – расчетное и допускаемое напряжения на растяжение (МПа) для соединяемых деталей.

г) на срез края детали одновременно по двум сечениям II-II (см. рисунок 1).
Поскольку распределение напряжения на срез в указанных сечениях весьма сложно, для надежности расчета принимают, что срез может произойти по длине (e – d0 /2) :

где: F0 = F / z – сила, приходящаяся на одну заклепку; τср и [τ]ср – расчетное и допускаемое напряжение на срез (МПа) для соединяемых деталей.

На практике при расчете прочных клепаных (заклепочных) соединений пользуются следующими соотношениями, полученными из приведенных выше уравнений:

1. Диаметр отверстия под заклепки для соединения внахлестку или с одной накладкой: d0 ≤ 2δ. В авиастроении принимают d0 = 2√Δ. где Δ – суммарная толщина соединяемых элементов .

3. Расстояние от края детали до оси заклепки при продавленных отверстиях: e = 2d0. При сверленных отверстиях: e = 1,65d0 .

4. Расстояние между рядами заклепок. а ≥ 0,6p .

5. Толщина накладок. δ1 = 0,8 δ .

Необходимое число заклепок z в соединении определяют расчетом из условий прочности на смятие и срез.

Коэффициент прочности клепаного соединения

Отверстия под заклепки снижают прочность соединяемых деталей на растяжение.
Число, показывающее во сколько раз прочность на растяжение детали с отверстиями под заклепки меньше прочности на растяжение той же детали без отверстий, называют коэффициентом прочности клепаного соединения и обозначают буквой φ.
Сечение детали на длине одного шага p ослаблено отверстием диаметра d0. следовательно:

Чем больше значение φ. тем лучше использован материал склепываемых деталей.

Значения коэффициента прочности φ зависят от конструкции соединения. Так, для однорядного соединения внахлестку φmin = 0,67. для двухрядного внахлестку – 0,75. а для однорядного с двумя накладками – 0,71 .

При проектировочном расчете клепаного (заклепочного) соединения значением коэффициента φmin задаются, а затем выполняют проверочный расчет. Если окажется, что φ < φmin. то изменяют конструкцию соединения и расчет повторяют.

Для повышения значения коэффициента прочности клепаного соединения уменьшают диаметр отверстий d0 и увеличивают шаг p. т. е. применяют многорядные двухсрезные соединения или увеличивают ширину или толщину деталей в местах постановки заклепок.

Рекомендации по конструированию заклепочных соединений

При конструировании клепаных соединений придерживаются следующих рекомендаций, основанных на многолетнем опыте эксплуатации и расчетном анализе:

1. В соединении должно быть выполнено условие равнопрочности заклепок и деталей.
2. Заклепки в соединении располагают так, чтобы ослабление соединяемых деталей отверстиями было наименьшим (предпочитают шахматное расположение заклепок однорядному).
Клёпки 3. Во избежание возникновения изгиба соединяемых деталей заклепки следует располагать на оси, проходящей через центр масс склепываемых деталей или симметрично относительно этой оси, либо как можно ближе к ней.
4. Не рекомендуется в одном соединении применять заклепки разных диаметров.
5. Для предотвращения поворота соединяемых деталей относительно друг друга число заклепок в соединении должно быть не менее двух: z ≥ 2 .
6. Минимальный шаг p расположения заклепок в соединении принимают из условий прочности соединяемых деталей и удобства клепки.
7. Число рядов заклепок по одну сторону стыка соединения принимают не более трех, поскольку дальнейшее увеличение количества рядов мало влияет на прочность соединения.
8. В стыковых соединениях число заклепок увеличивается вдвое по сравнению с соединениями внахлестку.
9. Герметичность стыка в прочноплотных соединениях можно обеспечить нанесением на поверхности стыка клея, силоксановых эмалей, металлических покрытий, получаемых гальваническим способом или газопламенным напылением.
10. Конструкцию соединения разрабатывают после определения необходимого количества заклепок.

Область применения клепаных (заклепочных) соединений

В современном машиностроении область применения клепаных соединений все более сокращается по мере совершенствования методов сварки.
В настоящее время клепаные соединения применяются в тех случаях, когда сварные соединения недопустимы, а именно:

  • в конструкциях, воспринимающих значительные вибрационные и ударные нагрузки при высоких требованиях к надежности соединения;
  • при изготовлении конструкций из несвариваемых материалов (дюралюминий, текстолит и др.). например, в самолетостроении.
    Достаточно сказать, что в одном самолете можно насчитать более 2 млн. заклепок.
  • в соединениях окончательно обработанных высокоточных деталей, для которых недопустимы нагрев и деформации, сопутствующие сварке.

Наиболее часто заклепочные соединения применяют:

  • в авиа- и судостроении – обивка фюзеляжа, корпуса;
  • в строительных сооружениях – мосты, фермы;
  • в общем машиностроении – крепление зубчатых венцов к дискам колес, лопаток в турбинах, фрикционных накладок, соединение элементов рам грузовых автомобилей и составных сепараторов подшипников качения.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *