Школьный токарный станок по металлу

Настольный токарный станок по металлу школьник

Изначально школьные модели токарных станков предназначены для организации учебного процесса и формирования первичных навыков работы на этом оборудовании. Однако со временем область их применения значительно расширилась. Сейчас школьный токарный станок, предназначенный для обработки металла и деревянных изделий, можно встретить не только в учебных специализированных классах, но и во многих домашних мастерских.

Требования к учебному оборудованию

Школьный токарный станок по металлу

Пример школьного токарного станка

Такая популярность школьных станков обусловлена простотой их конструкции, возможностью выполнять основные виды токарных работ, а также низкими требованиями к эксплуатации. Однако наряду с этим необходимо учитывать предъявляемые требования к компоновке и эксплуатационным качествам оборудования этого типа.

Главной особенностью конструкции школьных станков являются ее большие размеры. Большинство моделей настольного типа, что значительно снижает требования к условиям монтажа. Благодаря этому обрабатывающий механизм может использоваться в условиях домашней мастерской или небольшого производственного цеха. Но при этом следует учитывать особенности применения школьных станков.

Для полноценного анализа необходимо изучить основные эксплуатационные и технические параметры оборудования:

  • производительность. Этот показатель значительно меньше, чем у профессиональных заводских станков. Изначально школьные установки не рассчитаны для массового производства деталей;
  • ограничение по размеру заготовок. Так как большинство станков по металлу имеют небольшие размеры — на них можно выполнять токарные работы только для небольших заготовок;
  • точность выполнения операции. Управление работой станка в большинстве случаев осуществляется вручную. Это негативным образом сказывается на качестве токарных работ;
  • простота в эксплуатации. Для выполнения ремонтных и профилактических работ не понадобится специальное оборудование. Конструкция станка устроена таким образом, что большинство мероприятий можно выполнять самостоятельно, ознакомившись с инструкцией по эксплуатации.

Но одним из главных преимуществ школьных токарных станков является безопасность работы на них. В конструкции предусмотрены компоненты, предотвращающие появление опасных для жизни ситуаций. Обязательными являются установка защитных прозрачных панелей, в наличии имеется устройство принудительного выключения оборудования в случае возникновения сбоев в работе.

В настоящее время школьные токарные модели по металлу практически не выпускаются из-за низкого спроса. Поэтому чаще всего используется оборудование, изготовленное в 70-х и 80-х годах прошлого века.

Конструктивные элементы школьных учебных станков

Школьный токарный станок по металлу

Конструкция школьной модели ТВ-7

Компоновка учебных токарных станков в большинстве случаев классическая. Разница между моделями заключается в их исполнении, настольные или напольные, а также перечнем технических характеристик. Но для актуальности использования данного типа оборудования необходимо ознакомиться с его конструкцией.

Расположение элементов практически любого школьного токарного станка можно охарактеризовать как классическое. На станине, изготовленной из чугуна или металлических листов, монтируются основные блоки оборудования — передняя и задняя бабки, резцедержатель и суппорт. Однако при этом следует учитывать требуемую простоту конструкции. Она заключается в следующем:

  • отсутствие коробки передач. Смена режимов происходит вручную;
  • изменение скоростей выполняется с помощью ременного привода. Наличие шестеренчатой коробки нецелесообразно, так как это усложнит конструкцию;
  • упрощенная конструкция шпиндельной головки. Она предназначена для фиксации заготовки и передачи крутящего момента. В большинстве случаев функция изменения положения продольной оси детали в конструкции станка отсутствует;
  • на станине отсутствует выемка для обработки массивных деталей.

Подача охлаждающей жидкости осуществляется за счет встроенной системы. В случае ее отсутствия обработка СОЖ выполняется вручную.

В токарном станке по металлу обязательно должен присутствовать механический тормоз. Он срабатывает во время установки рукояти и управления шпинделем в нейтральное положение. Это обеспечивает минимизацию появления брака во время обработки.

Характеристики и параметры станков для обучения

Школьный токарный станок по металлу

Настольная школьная токарная модель

Так как школьное оборудование имеет худшие показатели производительности и относительно низкие технические параметры, к анализу возможностей станка следует подойти профессионально. Для этого необходимо детально изучить паспорт, определить перечень выполняемых операций и требования к характеристикам заготовки.

Определяющим параметром выбора является расстояние от плоскости станины до центров. Аналогичным нему является удаление до оси вращения шпинделя. Таким образом можно определить максимально допустимый диаметр обрабатываемой заготовки. На ее длину влияет расстояние между передней и задней бабками. При этом необходимо учитывать параметры смещения последней.

Дополнительно для полноценного анализа школьного станка изучаются следующие характеристики:

  • пределы частот вращения шпиндельной головки;
  • номинальная мощность электродвигателя;
  • диаметр отверстия шпинделя для установки прутка;
  • параметры блока подачи режущего инструмента — значение продольных и поперечных смещений;
  • характеристики передвижения пиноли задней бабки;
  • виды и параметры формируемой резьбы.

Немаловажным моментом являются размеры и габариты конструкции. От этого зависят требования к ее установке и дальнейшей эксплуатации. Большинство школьных моделей имеют небольшие размеры, что дает возможность выполнить монтаж даже в условиях небольшой домашней мастерской.

Резцедержатель некоторых моделей школьных станков по металлу может предусматривать установку нескольких резцов. Это позволит выполнять различные типы операций по токарной обработке без смены режущего инструмента.

Для корректной эксплуатации оборудования необходимо придерживаться следующих основных правил:

  • электрические элементы должны быть заземлены;
  • рабочее место обеспечивается хорошим освещением;
  • обязательное использование средств индивидуальной защиты;
  • перед началом работы необходимо ознакомиться с функциональными возможностями станка, а также техникой безопасности;
  • соблюдение правил эксплуатации — своевременное выполнение профилактических и ремонтных работ.

В целом школьный станок, предназначенный для токарных работы по металлу, можно охарактеризовать как надежное недорогое оборудование. Для повышения его функциональности в некоторых случаях выполняется небольшая модернизация.

Для детального ознакомления с возможностями оборудования предлагается посмотреть видеоматериал, в котором подробно описывается работа модели ТВ-4:

Обзор технических характеристик школьного токарного станка

При появившейся возможности приобрести школьный токарный станок не стоит долго думать. Не смотря на свою простоту конструкции, он полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к такому оборудованию.

Школьный токарный станок по металлу

Токарный станок ТВ 4

При проведении работ по металлу в домашних условиях, используя токарный школьный станок, можно без проблем обработать цилиндрические и конические заготовки, придать им нужную форму, нарезать резьбу, отшлифовать или заточить инструмент.

1 Область применения

Изначально школьный токарный станок предназначался только для обучения в школах и на производственных комбинатах. Но за счет своей простоты и достаточно больших возможностей стал популярным не только в учебных заведениях, но и в личном пользовании. Один такой станок способен заменить собой целый набор различных инструментов предназначенных для работы по металлу.

Основные преимущества, которые дает школьный токарный станок:

  • возможность выполнить весь набор стандартных операций по обработке деталей токарным методом;
  • компактность (небольшие габаритные размеры) позволяет установить его не только в мастерской, но и в гараже или подсобном помещении;
  • наличие дополнительных приспособлений, которые значительно расширяют возможность выполнения сложных работ по металлу;
  • неприхотливость в энергетическом обеспечении.

Школьный токарный станок по металлу

Станок популярен не только в учебных заведениях, но и в личном пользовании

1.1 Токарный школьный станок ТВ-4

Самая распространенная модель, которая досталась в наследство от общеобразовательных программ советского обучения. Такие токарные станки имелись практически в каждой школе, где производственных классах (мастерских) проводились уроки труда.

Не смотря на солидный возраст оборудования, оно все еще, в большинстве своем, в отличном состоянии. И в работах по металлу могут обойти по качеству и простоте использования современные настольные токарные станки.

Школьный токарный станок ТВ-4 имеет нормальный класс точности обработки деталей, поэтому его и сейчас охотно используют в личных целях люди, которым нравится работать по металлу своими руками.

1.2 Обзор токарного станка ТВ-4 (видео)

1.3 Технические характеристики

Школьный токарный станок ТВ-4 для работы по металлу относится к разряду инструментов, с помощью которых можно обрабатывать детали до 300 мм. Имеет шесть скоростей, что позволяет регулировать интенсивность воздействия на изделие, при этом скорость вращения шпинделя может устанавливаться от 120 до 710 оборотов за минуту.

Максимальный диаметр заготовок, которые можно обрабатывать, используя токарный школьный станок, равняется 200 мм, а диаметр обрабатываемых прутков не должен превышать 15 мм.

Продольная подача возможна в пределах 0,08-0,12 мм за один оборот регулирующего колеса. Нарезать резьбу можно с шагом 0,8; 1; 1,25 мм. Мощность электрического двигателя равна 0,6 кВт, а отверстие в шпинделе имеет диаметр в 16 мм.

2 Принцип работы

Практически все токарные станки имеют один и тот же принцип работы.

Школьный токарный станок по металлу

Токарные станки, в большинстве, имеют один и тот же принцип работы

Школьный токарный станок не является исключением. Набор основных рабочих элементов у него такой же, как и у промышленных моделей:

  • станина;
  • стержневой инструмент;
  • передняя (шпиндельная) бабка;
  • суппорт;
  • задняя бабка;
  • коробка подачи;
  • электрощита.

Станина — это то основание, на котором крепятся все остальные рабочие узлы. Шпиндель (вращающийся вал) установленный на подшипниках, получает крутящий момент от электродвигателя через ременную передачу.

На конце вала, направленного к задней бабке имеется резьба, с помощью которой крепится один из узлов удерживающих обрабатываемую деталь — патрон или планшайба.

Шпиндельная бабка обеспечивает надежно закрепленной в ней детали вращение. При необходимости, когда заготовка имеет большую длину, свободный ее конец крепится на задней бабке, что обеспечивает большую устойчивость при вращении а, следовательно, и соблюдение заданных параметров обрабатываемой заготовки.

При помощи вращения маховика, задняя бабка подводится к правому концу детали и специальными зажимами надежно фиксирует ее.

Школьный токарный станок по металлу

Пиноль задней бабки

Пиноль задней бабки позволяет разместить в ней стержневой инструмент для проделывания или обработки отверстий в заготовках.

Суппорт предназначен для надежной фиксации режущего элемента (резца по дереву) и перемещению его вдоль обрабатываемой детали по заданным параметрам в двух направлениях — по глубине и ширине.

Одним из важнейших узлов станка является коробка подачи. Через шестерни передаточного устройства этот элемент получает движение, которое передается от коробки скоростей. Выставив соответствующую рукоятку в требуемом положении, получают метрическую резьбу (шаг 0,8; 1,0; 1,25 м) или продольную подачу (шаг 0,08; 0,1; 0,12 мм).

Таким же образом активируют ходовой валик и винт. При этом, конструктивно заложено, что передвигаться может только один из этих элементов.

При заполнении специальной емкости, которая находится на верхней части коробки подачи, маслом обеспечивается смазка деталей, что увеличивает срок их рабочего состояния. Смазывающая жидкость поступает через фитили.

Набор инструментов (токарных резцов ) может состоять всего лишь из нескольких единиц, но при выполнении достаточно большого объема работ их количество может быть ограничено только финансовыми возможностями владельца.

Электрооборудование состоит из трехфазного асинхронного электромотора, магнитного пускателя, трансформатора, предохранителей (плавких вставок), которые расположены на электрощите. Там же находятся выключатели дополнительного освещения и пуска/остановки.

2.1 Правила эксплуатации

Проводить работы по металлу, используя школьный токарный станок, достаточно просто. Именно поэтому он и используется в обучении основам токарного мастерства.

Школьный токарный станок по металлу

Станок токарный ТВШ 3

Перед началом работы в обязательном порядке следует ознакомиться с правилами техники безопасности:

  • включать станок и выполнять на нем какие-либо операции, только проверив его рабочее состояние;
  • не класть на станину посторонние предметы (в том числе и инструменты);
  • ременная передача должна быть ограждена от попадания в нее сторонних предметов;
  • при работе, не следует опираться ни на какие части станка;
  • при возникновении малейших неполадок немедленно отключать питание.

Работы по металлу следует проводить только в специализированной одежде, которая не имеет свисающих (свободно болтающихся) частей. При наличии длинных волос, их следует спрятать под головным убором. Желательно использовать защитные очки, так как образовавшаяся при работе по металлу стружка может повредить глаза при неожиданном отделении от заготовки.

Обязательно наличие заземляющего провода. Перед выполнением работ, должно проводиться тестирование работы кнопок «пуск9raquo; и «стоп9raquo; в холостом режиме.

С началом работы убедиться в том, что заготовка и режущий инструмент надежно закреплены в специально предназначенных для них местах. При смене готовой детали, резцов, регулировке их положения, чистке обязательно необходимо полностью выключать оборудование.

Школьный токарный станок по металлу

Изделия изготовленные на школьном токарном станке по дереву

В процессе длительной работы следует регулярно проводить очистку оборудования при помощи специальных приспособлений (щетки по металлу).

В случае перерыва в работе, ни в коем случае не оставлять станок работающим. Покидая рабочее помещение, убедиться в том, что все электропитание отключено.

Токарный станок ТВ 4

Школьный токарный станок по металлу

Токарный станок ТВ 4 предназначен для выполнения токарных операций в мастерских школ, училищ для политехнического обучения. Станок позволяет осуществлять следующие операции:

  • точение наружных и внутренних цилиндрических поверхностей;
  • точение конических поверхностей;
  • подрезку торцов;
  • нарезание резьб, как метчиком, так и резцом;
  • сверление отверстий и другие.

Устройство токарного станка

Токарно-винторезный станок модели тв 4 состоит из:

  • передняя тумба станка;
  • задняя тумба станка;
  • станина станка;
  • передняя бабка станка;
  • коробка подач станка;
  • фартук;
  • гитара;
  • суппорт;
  • задняя бабка;
  • электрооборудование;
  • защитные элементы.

Школьный токарный станок по металлу

Органы управления токарного станка

1,2 Ручка установки оборотов шпинделя;

3.Ручка установки направления подач для нарезания правой или левой резьб;

4.Ручка установки величина подач (S) и шага (P) резьбы;

5.Ручка переключения ходового вала;

6.Маховик ручного продольного перемещения каретки станка;

7.Кнопка включения реечной шестерни;

8.Ручка включение продольной подачи суппорта;

9.Ручка включения гайки ходового винта;

10.Ручка ручного перемещения поперечных салазок каретки;

11.Ручка крепления резцедержателя;

13.Ручка фиксации пиноли задней бабки;

14.Маховик осевого перемещения пиноли задней бабки;

16.Выключатель местного освещения;

19.Реверсивная кнопка включения станка;

21.Ручка фиксации задней бабки к направляющим;

Передняя бабка токарного станка

Школьный токарный станок по металлу

Передняя бабка токарного станка расположена с левой стороны станины. Ее еще называют коробкой скоростей.

Вращение шпинделя коробки скоростей осуществляется с помощью электродвигателя. Через клиноременную передачу и систему зубчатых зацеплений. В передней бабки крепится патрон, на котором закрепляется обрабатываемая деталь.

Внутри коробки скоростей вращательное движение передается через вал 2 и цилиндрическую шестерню 3, расположенная на валу неподвижно, на вал 4, на котором сидят блок-шестерня 5 и неподвижная шестерня 12.

На валу 7 расположены подвижные блок-шестерни 8 и 11, которые перемещаются при помощи рукояток 1 и 2.

Блочная шестерня 8 находится в зацеплении с блоком 5 или зубчатым колесом 12, тем самым передавать крутящий момент на вал 7 и блочной шестерни 13, находящаяся на шпинделе.

Шпиндель токарного станка передает крутящий момент заготовке, которая крепиться в трехкулачковом патроне или планшайбе с поводком.

Коробка подач токарного станка

Школьный токарный станок по металлу

Коробка подач токарного станка получает вращательное движение от коробки скоростей с помощью гитары сменных зубчатых колес.

Механизм коробки подач позволяет нарезать метрическую резьбу с различным шагом.

Включение ходового винта или вала осуществляется с помощью рукоятки 5. При перемещении шестерни 9, она выйдет из зацепления с зубчатым колесом 10 и войдет в зацепление с муфтой 11, которая передает крутящий момент на ходовой валик. В конструкции исключается возможность одновременного включение ходового вал и винта.

Гитара токарного станка ТВ 4

Школьный токарный станок по металлу

Гитара токарного станка предназначена для передачи крутящего момента с шпинделя коробки скоростей на коробку подач. Гитара сменных зубчатых колес состоит из кронштейна 1, на котором расположены шестерни 2, 4, 7.

Передаточное отношение гитары токарного станка ТВ 4 составляет ¼.

Суппорт токарного станка ТВ 4

Школьный токарный станок по металлу

Суппорт токарного станка ТВ 4 предназначен для перемещения режущего инструмента. На суппорте расположены 4 каретки:

  • 1-я каретка перемещается по направляющим станины;
  • 2-я перемещается по поперечным направляющим каретки 1, поперечно перемещая режущий инструмент;
  • 3-я поворачивается на 45 градусов от среднего положения в обе стороны;
  • 4-я каретка, несущая резцедержатель и перемещается в продольном направлении по направляющим каретки 3.

Фартук токарного станка ТВ 4

Школьный токарный станок по металлу

Фартук токарного станка ТВ 4 осуществляет как механическую, так и ручную продольную подачу (S) суппорта при помощи ходового вала и продольную — ходовым винтом.

Вращением маховика 1 осуществляется ручная подача ходового вала, насаженного на вал 4, на котором расположена шестерня 11.Шестерня 11 входит в зацепление с зубчатым колесом 3, сидящий на валике с реечной шестерней 2.Шестерня 2 входит в зацепление с рейкой, которая жестко прикрепленная к станине.

Подача осуществляется ходовым винтом, путем поворота вниз ручки 7, соединяющей маточную гайку 8 и 9 с винтом.

Задняя бабка токарного станка

Школьный токарный станок по металлу

Задняя бабка токарного станка предназначена для поддержания с помощью центра второго конца заготовки.

Корпус задней баки расположен на основании 2, который перемещается по направляющим станины.

В корпусе расположен пиноль, перемещающийся в продольном направлении. Перемещение пиноли задней бабки осуществляется маховиком 4, вращающий винт 5. Чтобы пиноль при перемещении не проворачивался, она имеет шпоночное соединение, состоящие с винт-шпонки 7.

При помощи рукоятки 10 осуществляется зажим пиноли в корпусе задней бабки

Техническая характеристика токарно-винторезного станка по металлу ТВ 4

ТВШ-3 (ТВ-3) Станок токарно-винторезный школьный
схемы, описание, характеристики

Сведения о производителе учебного токарно-винторезного станка ТВШ-3 (ТВ-3)

Производители токарно-винторезного станка модели ТВШ-3 — Техникум г. Энгельс, Исправительные трудовые учреждения для несовершеннолетних (ТКН), Верхнетуринский машиностроительный завод.

ТВШ-3 (ТВ-3) первые школьные токарно-винторезные станки, выпускавшиеся в 60-х годах прошлого века. За основу конструкции станка, по всей видимости, был взят станок немецкого производства. В 70-х годах модель ТВШ-3 заменил более совершенный токарно-винторезный станок — ТВ-4 .

ТВШ-3 (ТВ-3) Станок токарно-винторезный учебный. Назначение, область применения

Школьный токарный станок по металлу

Станок ТВШ-3 является учебным универсальным токарно-винторезным станком и предназначается для всевозможных токарных работ в мастерских школ для политехнического обучения и по холодной обработке металлов резанием.

Станок позволяет производить следующие виды токарных работ:

  • Проточку и расточку цилиндрических и конических поверхностей
  • Подрезку торцов
  • Отрезку
  • Нарезание метрических резьб
  • Сверление и ряд других работ

Техническая характеристика станка

  • Наибольший диаметр изделия, устанавливаемого над станиной, мм — 100
  • Наибольший диаметр точения над нижней частью суппорта, мм — 90
  • Высота центров, мм — 100
  • Наибольший диаметр обрабатываемого прутка, мм — 14
  • Расстояние между центрами, мм — 350
  • Наибольшая длина обтачивания, мм — 350
  • Пределы чисел оборотов шпинделя в минуту (6 ступеней) — 120. 170
  • Пределы продольных подач (3 ступени), мм/об — 0,04; 0,05; 0,06
  • Нарезаемые резьбы: метрическая шагом (3 ступени), мм — 0,6; 0,8; 1
  • Диаметр отверстия в шпинделе, мм — 15
  • Мощность электродвигателя, кВт — 0,6

Общий вид токарно-винторезного станка ТВШ-3

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Расположение составных частей и органов управления токарно-винторезным станком ТВШ-3

Школьный токарный станок по металлу

Спецификация составных частей и органов управления токарно-винторезного станка ТВШ-3

  1. включатель подачи электроэнергии
  2. рукоятка установки величины подачи или шага резьбы
  3. рукоятка включения ходового винта или ходового валика
  4. рукоятка изменения направления вращения ходового винта или валика (рукоятка трензеля)
  5. рукоятки установки чисел оборотов шпинделя (А и В)
  6. рукоятки установки чисел оборотов шпинделя (А и В)
  7. рукоятка включения реечной шестерни
  8. рукоятка закрепления резцедержателя
  9. рукоятка поперечной подачи суппорта
  10. рукоятка продольной подачи суппорта
  11. рукоятка крепления пиноли задней бабки
  12. маховик перемещения пиноли задней бабки
  13. рукоятка включения маточной гайки
  14. рукоятка включения механической подачи каретки
  15. маховик ручного перемещения каретки

Схема кинематическая токарно-винторезного станка ТВШ-3

Школьный токарный станок по металлу

Кинематическая схема. Перемещение резца осуществляется через систему шестерен вручную или механически—самоходом.

Станок приводится в движение электродвигателем трехфазного тока мощностью 0,6 кВт с числом оборотов 1440 об/мин.

Натяжение ремней передачи осуществляется специальным приспособлением, позволяющим производить перемещевие электродвигателя при помощи специальных болтов.

Пуск и остановка станка производитея кнопочным переключателем.

Конструкция токарно-винторезного станка ТВШ-3

Токарно-винторезный станок состоит из следующих основных узлов: передняя тумба, задняя тумба, станина, передняя бабка, коробка подач, передаточный механизм (гитара), фартук, суппорт, задняя бабка, защитный кожух, корыто, электрооборудование, защитный экран.

Станина станка

Станина служит для поддержания, закрепления и взаимного соединения всех узлов станка.

Станина станка коробчатой формы с окнами. Имеет две призматические направляющие.

Передняя направляющая служит для передвижения каретки, задняя — для перемещения задней бабки.

На передней стороне станины установлены ходовой винт и рейка

Станина установлена на две тумбы.

Передняя бабка токарно-винторезного станка ТВШ-3

Школьный токарный станок по металлу

Передняя бабка служит для поддержания обрабатываемой детали и сообщения ей вращательного движения. В станке типа ТВШ-3 передняя бабка является коробкой скоростей.

От индивидуального электродвигателя через клиноременную-передачу вращение сообщается шкиву, сидящему на валу коробки скоростей.

Внутри коробки движение передается через вал 2 и шестерню 3, сидящую на валу неподвижно; на вал 4, на котором размещены три неподвижные шестерни 5, 23 и 6. Последняя участвует только в работе трензеля. На валу 7 находятся блок шестерен 8, 9 и 10 и блок шестерен 11 и 12, которые перемещаются на валу по шпонке при помощи рукояток А и Б (рис. 1). Тройной блок шестерен 8, 9 и 10 имеет возможность находиться в постоянном зацеплении с одной из шестерен блока 5 и тем самым передавать движение валу. Через блок шестерен // и 12 движение передается неподвижному блоку шестерен 13, находящемуся непосредственно на шпинделе станка 14. Шпиндель передает вращение обрабатываемой детали при помощи трехкулачкового патрона или планшайбы с поводком, • которые наворачиваются на его резьбовую часть. При обработке деталей в центрах в шпиндель вставляется центр.

Кроме этого, в коробке скоростей смонтировано устройство, позволяющее изменять направление вращения ходового винта и ходового валика, т. е. изменять направление перемещения суппорта. Это осуществляется перемещением шестерни 15 в левое или правое крайнее положение рукояткой 4 (рис. 1).

При левом крайнем положении рукоятки шестерня 15 получит прямое вращение непосредственно от блока шестерен 16, расположенного на шпинделе. При правом крайнем положении рукоятки шестерня 15 получит обратное вращение за счет зацепления с паразитной шестерней 16, которая в свою очередь получает вращение от второй ступени блока шестерен 16.

Вращение вала 17 передается шестерне 18, которая находится в постоянном зацеплении с шестернями передаточного механизма и далее с механизмом коробки подач.

При среднем нейтральном положении рукоятки и шестерни 15 вращение от шпинделя не будет передаваться к коробке подач, т. е. ни ходовой винт, ни ходовой валик вращаться не будут.

Вся система шестерен и валов размещается в пустотелой коробке, отлитой из чугуна, сверху коробка закрывается крышкой, которая крепится к ней четырьмя винтами. Шпиндель вращается в двух радиально-упорных подшипниках 19 и 20. Валы опираются на бронзовые подшипники скольжения. Для регулировки натяжения шпинделя на заднюю часть его навинчены две круглые гайки 21.

Фиксация блоков шестерен в нужном положении осуществляется жесткой установкой переключающих рукояток в гнездах на коробке. Для удобства в работе на передней стенке коробки размещена таблица с указанием чисел оборотов в минуту в зависимости От положения рукояток и указатель перемещения суппорта.

На задней стенке коробки имеется пробка для слива масла 22. Коробка скоростей крепится на станине станка четырьмя болтами.

Механизм коробки скоростей позволяет получить шесть скоростей вращения шпинделя и правое и левое перемещение суппорта, а следовательно — нарезать правые и левые резьбы.

Передаточный механизм токарно-винторезного станка ТВШ-3

Школьный токарный станок по металлу

Передаточный механизм служит для передачи вращения от шпинделя коробки скоростей к коробке подач. Меняя шестерни передаточного механизма, можно изменять величину подачи суппорта на один оборот шпинделя, а также шаг нарезаемых резьб.

Механизм состоит из кронштейна 1 с закрепленными на валике 2 шестерней 3 (число зубьев 72) и шестерней 4 (число зубьев 42). Шестерня 4 зацепляется с шестерней 5 (число зубьев 70), закрепленной на валике коробки подач, а шестерня 3 — с шестерней 18 коробки скоростей.

Передаточный механизм характеризуется передаточным отношением; для станка типа ТВШ-3 оно составляет

Для данного станка это передаточное отношение постоянно, так как сменные шестерни к станку не прилагаются. Для безопасности работы передаточный механизм закрывается кожухом из листового железа.

В зависимости от даты выпуска и производителя станка конструкция передаточного механизма может меняться.

Коробка подач токарно-винторезного станка ТВШ-3. Ранняя версия

Школьный токарный станок по металлу

Коробка подач (рис. 5) получает движение от коробки скоростей через шестерни передаточного механизма. Механизм коробки подач дает возможность получить метрическую резьбу с шагом 0,6; 0,8 и 1,0 мм и продольную подачу Суппорта в пределах 0,04; 0,05; 0,06 на один оборот шпинделя.

Валик 3 получает вращение от шестерен передаточного механизма. На этом валике жестко посажены три шестерни 4, 5 и 6 с числом зубьев соответственно 24, 32 и 40. Валик 1 имеет длинную шпоночную канавку, в которой скользит шпонка 12 совместно с шестерней 13 (число зубьев 32), расположенной в рычаге 2. Рычаг несет валик 11, на котором свободно вращается шестерня 15, находящаяся постоянно в зацеплении с шестерней 13. Посредством рычага 2 шестерню 13 вместе с шестерней 15 можно перемещать вдоль валика и вводить в зацепление поочередно с шестернями 4, 5 я 6. В каждом из этих положений рычаг удерживается штифтом 16, входящим в одно из отверстий крышки коробки подач 14. На валике 1 закреплена жестко по отношению к валику шестерня 18, которая постоянно находится в зацеплении с блочной шестерней» 7, посаженной на валике 10. Эта шестерня может перемещаться по валику с помощью рычага 8 вправо и влево. При левом положении шестерня 7 входит в зацепление с шестерней 17, которая посажена на ходовой валик. Следовательно, при левом положении шестерни (правом положении рычага 5 по перечню рукояток управления) вращение передается ходовому валику. При перемещении рычага влево шестерня 7, перемещаясь вправо, выходит из зацепления с шестерней 11 и своими торцовыми выступами входит в зацепление с храповой муфтой 9. Таким образом, при левом положении рычага вращение передается ходовому винту. Механизм коробки подач размещен в корпусе, в котором имеются отверстия для заливки масла. Отверстия закрываются пробками. Коробка подач закрывается с лицевой стороны крышкой 14 и крепится на станине четырьмя винтами.

Коробка подач токарно-винторезного станка ТВШ-3. Поздняя версия

Школьный токарный станок по металлу

Суппорт токарно-винторезного станка ТВШ-3

Школьный токарный станок по металлу

Суппорт (рис. 6) предназначен для перемещения и закрепления резца, который должен находиться в различных положениях, определяемых формой и размерами обрабатываемого изделия.

Суппорт имеет четыре каретки: нижняя каретка перемещается в продольном направлении по направляющим станинам как от механического привода, так и от руки. Перемещение осуществляется за счет фартука, прикрепленного к нижней каретке. Каретка 2 передвигается по направляющим нижней каретки и служит для поперечного перемещений резца от руки. Каретка, несущая на себе четырехгранную резцовую головку, имеет только продольное перемещение по направляющим средней поворотной части суппорта, которая может поворачиваться на 90° в ту или иную сторону.

Поперечное перемещение каретки 2 по направляющим нижней каретки 1 осуществляется винтом 13 и гайкой 12. Винт 13 приводится во вращение от руки рукояткой 16. Так как винт 13 установлен в опорах на нижней каретке, а гайка 12 закреплена на каретке 2, то при вращении винта гайка будет перемещаться и увлекать за собой каретку 2.

Сверху каретка 2 имеет углубление; куда входит выступ поворотной части суппорта 5. Для закрепления поворотной части имеются 2 болта, головки которых входят в круговой паз каретки 2.

Верхнюю каретку 4 суппорта можно перемещать по направляющим вручную, пользуясь рукояткой 11, которая приводит во вращение винт 10 и гайку 9.

Направляющие и соприкасающиеся с ними поверхности кареток от продолжительной работы изнашиваются на столько, что между ними может появиться недопустимо большой зазор.

В результате этого резец будет вибрировать и снизится точность работы станка. Для устранения вибрации в суппорте предусмотрены регулируемые планки 14 и 15, которые могут быть поджаты винтами. Резцедержатель закрепляется болтом 8 и затягивается рукояткой 7. При отворачивании рукоятки резцедержатель отжимается вверх от верхней каретки пружиной 6. Резцедержатель позволяет закреплять в нем одновременно до четырёх резцов. Резцы крепятся болтами 5.

Фартук токарно-винторезного станка ТВШ-3

Школьный токарный станок по металлу

С помощью фартука (рис. 7) можно осуществить продольную подачу суппорта, механическую или ручную, ходовым валиком и продольную подачу, механическую, ходовым винтом.

Ручная подача ходовым валиком осуществляется вращением маховика 1, насаженного на вал 2, на котором находится шестерня 4, зацепляющаяся с шестерней 3, сидящей на конце валика реечной шестерни. Последняя входит в зацепление с зубчатой рейкой, жестко прикрепленной к станине. Механическая подача осуществляется червяком 7, сидящим на скользящей шпонке на ходовом валике. Червяк приводит в движение червячную шестерню, и далее через систему шестерен движение передается на реечную шестерню. Для включения механической подачи необходимо повернуть рукоятку 9 по часовой стрелке. При этом включается в работу фрикцион, смонтированный в червячной шестерне. Механическая подача ходовым винтом осуществляется поворотом рукоятки 8, соединяющей разъемную маточную гайку 5 с ходовым винтом 6. Рекомендуется реечную шестерню при работе с ходовым винтом выводить из зацепления с рейкой движением рукоятки «на себя». При механической и ручной подаче ходовым валиком реечную шестерню вводят обязательно в зацепление с зубчатой рейкой движением рукоятки «от себя».

Задняя бабка токарно-винторезного станка ТВШ-3

Школьный токарный станок по металлу

Задняя бабка (рис. 8) служит для поддержания второго конца обрабатываемой детали. Корпус 7 расположен на основании 2, перемещающемся по направляющим станины станка.

В корпусе продольно перемещается пиноль 8. Один конец пиноли имеет коническое отверстие (конус Морзе № 2), в которое в зависимости от выполняемой работы можно вставлять в центр хвостовую часть патрона для зажима сверл и другой инструмент. Перемещение пиноли производится маховиком 11, вращающим винт 13. Для удобства вращения на маховике закреплена рукоятка 12. Чтобы пиноль при вращении маховика не поворачивалась, она имеет шпоночную канавку, в которую входит винт-шпонка 10. Рукоятка 9 служит для зажима пиноли в корпусе бабки. Оси шпинделя и задней бабки должны совпадать; для установки пиноли по оси шпинделя служит винт 3 и гайка 4. Посредством их можно смещать корпус относительно основания в поперечном направлении по призме основания для проточки длинных конусов. Для обточки в центрах деталей разной длины основание перемещают вместе с корпусом задней бабки вдоль станины станка и закрепляют в нужном положении болтом 5 гайкой 6 и плавкой 1.

ТВШ-3 (ТВ-3) Станок токарно-винторезный. Видеоролик

Нарезание шестерни на твш-3

Основные технические характеристики станка ТВШ-3

Школьный токарный станок – почему он популярен не только на уроках труда?

Школьный, хорошо известный многим мальчишкам токарный станок по металлу нашел свое применение даже за пределами учебных заведений. В чем заключается секрет его популярности?

Содержание

  1. Модели и их отличия
  2. Технические характеристики такого станка по металлу
  3. Как устроен токарный школьный агрегат?
  4. Как он работает и основы правильной эксплуатации

1 Модели и их отличия

Такой токарный станок – настоящая находка для многих мастеров. Если вы стараетесь делать в своем доме все самостоятельно, то стоит серьезно задуматься о покупке такого оборудования. С его помощью вы легко обработаете элементы различной формы, даже конической и цилиндрической, без проблем нарежете резьбу и, если надо, произведете накатку, шлифовку и затачивание инструментов. При этом обрабатывается любой материал: дерево, металл и пластик.

Стоит отметить огромный выбор дополнительных приспособлений. которые позволят расширить возможности устройства. Например, проводить нарезку зубьев, фрезерование. Не представит проблемы обработка колесных пар, муфт и иных сложных элементов. Учебный станок несколько ограничен в своих возможностях, однако это не снижает его популярность. Во-первых, с его помощью легко можно выполнить набор стандартных операций. Во-вторых, такой токарный станок более компактный, что позволяет установить его как в учебном помещении, так и в небольшом гараже.

Школьный токарный станок по металлу

Учебный станок для токарных работ

Одной из наиболее распространенных моделей токарных станков. столь любимых учителями труда, по праву можно назвать «учебный ТВ-4». Свое название он получил исключительно из-за активного использования в стенах советских школ. При этом оборудование вполне работоспособно и может посоревноваться со многими иными моделями настольных токарных станков. К достоинствам ТВ-4 следует отнести небольшие размеры и превосходные функциональные возможности.

Легкое полуавтоматическое оборудование характеризуется нормальным классом точности. Благодаря этим плюсам его до сих пор активно используют в домашних целях даже современные умельцы.

Также неплохо себя зарекомендовал школьный станок по металлу PROMA. Модель Profi производит отделку небольших деталей. К достоинствам этой серии следует отнести невысокую стоимость, низкий уровень шума и простоту эксплуатации. Работает оборудование от обычной сети 220 В. Литая станина и жесткие направляющие позволяют добиться высокого класса точности. А опция бесступенчатого изменения скорости вращения рабочего инструмента совместно с устройством цифрового вывода позволит подобрать наиболее подходящий режим работы.

2 Технические характеристики такого станка по металлу

Токарный станок ТВ-4 имеет длину обтачивания 300 мм. 6 скоростей позволяет самостоятельно установить интенсивность обработки изделия. В зависимости от выбранного режима шпиндель вращается со скоростью от 120 до 710 оборотов в минуту. Диаметр изделий, устанавливаемых над станиной и над нижней частью суппорта, не должен превышать 200 и 125 мм соответственно. А обрабатываемые прутки не должны быть толще 15 мм. Пределы продольных подач составляют 0,08–0,12 мм/об, а шаг нарезаемой резьбы – 0,8 мм, 1 и 1,25 мм. Оборудование оснащено электродвигателем мощностью 0,6 кВт, а диаметр отверстия в шпинделе составляет 16 мм.

Школьный токарный станок по металлу

Токарное оборудование ТВ-4

Устройство Profi-350 имеет несколько лучшие показатели. Например, частота вращения шпинделя колеблется в пределах от 100 до 3000 об/мин. Диаметр обрабатываемых заготовок, устанавливаемых над станиной, не должен превышать 180 мм, а длина деталей в центрах – 350 мм. Диапазон дюймовой резьбы составляет 12–52 TPI, а метрической – 0,4–2,0 мм. Продольные подачи находятся в пределах от 0,1 до 0,2 мм/об. В шпинделе имеется отверстие диаметром 20 мм. Оборудование укомплектовано электродвигателем мощностью 350 кВт. Этот токарный станок довольно компактен, в упаковке его габариты – 90х40х40 см, а вес всего 54 кг.

3 Как устроен токарный школьный агрегат?

Практически все модели этого оборудования имеют одинаковую конструкцию и принцип работы. Главные элементы настольных станков: станина, стержневой инструмент, передняя шпиндельная и задняя бабка, суппорт. Рассмотрим значение каждой детали. В качестве основы выступает станина. Именно на эту часть фиксируются все остальные элементы, которые включает в себя «Школьник». Шпинделем называется вал, получающий вращательный момент от электродвигателя. Это действие происходит посредством ременной передачи и подшипников.

На конец вала наносится резьба, куда навинчивается трезубец, патрон либо планшайба. Все эти приспособления служат для фиксации разных типов деталей. Так, в торцах длинных заготовок просверливают по центру небольшое отверстие, глубиной не более 9 мм и диаметром около 4 мм. Затем с помощью ножовки делают неглубокий пропил через центр. После чего закрепляют элемент в трезубце. Если деталь имеет небольшой диаметр и длину, не превышающую 15 см, то ее фиксируют с помощью патрона. Для этого один край сострагивают на конус и вбивают его в приспособление. Чтобы обеспечить надежную фиксацию, следует в боковое отверстие вкрутить шуруп. А вот короткие элементы большого диаметра устанавливают в планшайбы. Надежность такого крепления обеспечивается с помощью винтового соединения.

На шпиндельную бабку возлагается довольно ответственная функция – обеспечивать вращение обрабатываемой детали, плюс ее надежная фиксация. Задняя бабка необходима, чтобы крепить правый край детали. Ее подводят к обрабатываемому элементу по направляющим основы и фиксируют посредством болтового соединения. В завершение с помощью маховика к концу заготовки придвигают специальную деталь – центр, и зажимами проводят окончательную фиксацию.

Школьный токарный станок по металлу

Шпиндельная бабка школьного станка

В пиноли задней бабки учебных токарных станков по металлу размещается стержневой инструмент. Он служит для обработки отверстий. А вот суппорт отвечает за функционирование режущей части и ее надежную фиксацию. В качестве опоры под рабочий инструмент выступает подручник. Он крепится простым поворотом рукоятки и перемещается вдоль и поперек станины.

Очень важная роль в устройстве этого типа оборудования отведена коробке подач. Этот узел посредством шестерни передаточного механизма получает движение от коробки скоростей. Установив рукоятку в нужном положении, можно получить метрическую резьбу с шагом 0,8; 1,0; 1,25 мм либо продольную подачу с шагом 0,08; 0,1; 0,12 мм. Также с ее помощью активируется ходовой валик или винт. Причем конструкцией предусмотрено, что в движение может приходить только один из элементов. А наполнив маслом специальную емкость, расположенную в верхней части коробки подач, вы обеспечите смазывание деталей. Соответственно, они прослужат дольше. Поступление смазывающей жидкости происходит через фитили.

Стоит сказать пару слов и об электрооборудовании. Этот узел состоит из магнитного пускателя, трехфазного короткозамкнутого асинхронного электродвигателя, трансформатора, плавких вставок и электрощита. На последнем размещаются переключатели освещения, а также общего включения устройства.

4 Как он работает и основы правильной эксплуатации

Работать на таком оборудовании довольно просто, не зря именно его выбирают для учебных заведений. В пиноли задней бабки находятся отверстия, куда и устанавливаются рабочие инструменты. Эта часть устройства подвижна и перемещается по направляющим. Ее положение подгоняют в соответствии с размерами обрабатываемой детали. Каретка суппорта также движется по направляющим во время работы и перемещает рабочий инструмент.

Школьный токарный станок по металлу

Движение каретки суппорта

Резцедержатели бывают разных видов. Их тип подбирается в зависимости от нагрузок и материала обрабатываемого изделия. Например, одиночные резцедержатели прекрасно справятся с работами среднего уровня сложности. Но сегодня все большей популярностью пользуются современные резцовые головки, на которых зафиксировано несколько режущих элементов одновременно, но школьный вариант станка работает с классическим набором.

Прежде чем начинать работы, следует внимательно ознакомиться с техникой безопасности. Если речь идет про школьный урок труда, то включать устройство и тем более обрабатывать заготовки можно только под присмотром учителя. На станину запрещается класть любые посторонние предметы, в том числе и инструменты. А элементы ременной передачи следует оградить. Нельзя опираться на части машины. Если возникли какие-либо неисправности, нужно немедленно оповестить учителя.

Работать следует только в специальной одежде, при этом следите, чтобы ее края не свисали. А волосы желательно спрятать под головным убором. Если предполагается образование стружки, то понадобятся еще и защитные очки. Перед запуском «Школьника» проверяют, надежно ли зафиксированы все узлы. Обязательно надо взглянуть на заземляющий провод и протестировать на холостом ходу исправность клавиш «Пуск» и «Стоп». Если обнаруживается какая-нибудь неполадка, приступать к работе нельзя, пока она не будет устранена.

Во время обработки деталей важно следить, чтобы рабочий инструмент и заготовка были надежно зафиксированы. Все действия – замена обрабатываемой детали, режущих инструментов, регулировка их положения, чистка и т. д. – должны производиться только на выключенном оборудовании. Также важно следить за чистотой, убирать стружку специальными приспособлениями, проверять наличие масла в резервуаре над коробкой подач. Нельзя оставлять работающий токарный станок без присмотра. Если планируется небольшой перерыв, следует обесточить оборудование. Настройку и регулировку электроаппаратуры токарных станков «Школьник» должны производить только квалифицированные специалисты.

Трубогиб ручной ТР и другие марки – рассматриваем типы этого приспособления Школьный токарный станок по металлу

В этой статье мы рассмотрим различные механические трубогибы, которые можно использовать руками, применяя только мускульную.

Виды сварочных аппаратов – обзор популярных моделей Школьный токарный станок по металлу

Статья подскажет вам, какое специальное оборудование имеет смысл приобрести, если вы планируете производить работы по.

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Школьный токарный станок по металлу

Ленточнопильный станок (ленточные пилы)

  • Школьный токарный станок по металлу

    Цветные металлы и сплавы

    Школьный токарный станок по металлу

    Школьный токарный станок по металлу

    Школьный токарный станок по металлу

    Школьный токарный станок по металлу

    Школьный токарный станок по металлу

    Школьный токарный станок по металлу

    Конструкционные стали и сплавы

  • Школьный токарный станок по металлу

    Школьный токарный станок по металлу


    Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Закладка Постоянная ссылка.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *